Вход Регистрация
О насБиблиотека
детям
Читателям Филиалы Информационные
ресурсы
Новости
и события
Методическая
копилка
Краеведение Контакты Гостевая
книга
Как увлечь ребёнка чтением?

    Предложите ребёнку как можно больше хороших книг и оставьте его в покое. А какие книги сегодня увлекают подростков? Выяснили исследователи Московского городского педагогического университета. 
Если не знаете, какую книжку предложить ребёнку, чтобы не вызвать скуку и отвращение к чтению, стоит воспользоваться мнением самих детей. Чтобы узнать читательские предпочтения современных подростков, педагоги провели необычную олимпиаду «PROчитай!». В ней участвовали дети 7-19 лет из России, Белоруссии и Швейцарии.

                                         «Не умеют писать кратко»

    «Суть конкурса в том, что надо зарегистрироваться, выбрать книжку из предложенного списка, прочитать, выделить в ней тему узкую, на которую можно собрать список для чтения, — рассказывает заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов (ИСП) МГПУ Екатерина Асонова. — Причём тему надо сформулировать кратко — есть условие по количеству знаков. Это довольно трудно для наших детей, они приучены школой писать развёрнуто и многословно. Далее нужно заходить на странички других участников олимпиады и советовать им книги и обосновывать своё предложение, давать читательские комментарии. Вот ради этого общения между детьми и придумывался конкурс. В конце детям предлагалось из всего насоветованного отобрать то, что им самим подошло».
    В списке книг, предложенных организаторами, было всего шесть произведений — новинок, в основном вышедших или переизданных в 2016 г. Это: Нина Дашевская«Я не тормоз», Юлия Яковлева «Дети Ворона», Мария Парр «Тоня Глиммердал», Беатриче Мазини «Дети в лесу», Мария Грипе «Навозный жук летает в сумерках», Франсуаза Арменьо «Носорог Витгенштейна». Последняя книга — философская, но изданная в комиксах. Её выбрали всего три человека из ста.
    А что рекомендовали дети друг другу? «Больше современную литературу, хотя в списках есть и Гайдар „Чук и Гек“ и прочая классика, — продолжает Асонова. — Все современные книжки, которые сейчас активно обсуждаются в обществе, тоже есть. Например, „Краденый город“ Яковлевой, „Книжный вор“ Маркуса Зузака. Но есть и Паоло Коэльо, Агата Кристи, Шерлок Холмс, и вполне детские книжки типа Осеевой, и произведения из школьной программы».

                                                   Дети читают о себе

    Что всегда читают все дети? Книги Каверина, Волкова, Туве Янссен, Астрид Линдгрен. Произведения этих авторов присутствуют в рекомендациях почти всех детей и всегда. А вот знаменитый Гарри Поттер был упомянут детьми всего один раз.
    «Все дети 12-15 лет читают о себе, — поясняет Асонова. — Они разбираются таким образом в себе. Это для них такое зеркало. Если ребёнок к 12 годам такую практику общения с самим собой усвоил, то есть он „поймал“ какую-то книжку, то скорее всего, он поверит и будет читать. Ребёнок до 10-12 лет читает ради информации. Они столкнулись с зеркальным опытом книги (увидели в герое, его состоянии себя), и он им понравился».
    Скажем, по поводу книги Дашевской «Я не тормоз» дети писали такие отзывы: «Ой, я узнала себя», «Я посмотрел на себя в зеркало» и т.д. Пока ребёнка не зацепило, разговоры о том, что нужно любить книгу, что это источник знаний, бесполезны.

© 2011. Каменецкая центральная районная библиотека им.В.М. Игнатовского