О библиотекеБиблиотека
детям
Читателям Филиалы Информационные
ресурсы
Новости
и события
Методическая
копилка
Гостевая
книга
Краеведение Контакты
Рясна Жанр издания: Серия "Записки краеведа"
Место издания: каменец
Год издания: 2017

Рясна – село старинное

 

Труд краеведа, а так надо об этом говорить, тяжелый, но радостный. Краевед не раб и не крепостной; не слуга и не прислужник; не «мальчик» на посылках. Он не работает на заказ, он работает на себя и для себя, но щедро делится с теми, кто этого хочет, своими знаниями, находками и открытиями. Краевед в своей деятельности похож с одной стороны на золотоискателя, который перелопачивает и промывает горы породы, чтобы отыскать крупицы благородного металла; с другой стороны – на героя известного гоголевского произведения, который все копит и копит материальные блага. В отличие от него краевед копит все новые и новые сведения из прошлого нашего края, нашего народа.

Некоторые люди искаженно представляют себе образ человека, именуемого краеведом. Они видят в нем некий автомат, некий компьютер, который на любой вопрос тут же выдаст ответ. Но и компьютер не сможет выдать ответ, если в него предварительно не заложена соответствующая информация. Краевед, разрабатывая какую-то тему, накапливает материал. Бывает, что возникает материал по другой теме. Вот тогда и появляется на свет сопутствующая «продукция». Один человек в прошлом году позвонил и просил предоставить историческую информацию для празднования «Дня села». Тогда я отказал, так как не занимался этой темой. Но пришло время и пришел час, на свет появилась сопутствующая «продукция». Ее и предоставляю тому, кто мне звонил, тем, у кого она вызовет интерес.

 Цельного, хронологически последовательного материала о Рясне нет. Есть лишь скупые, отрывочные сведения из различных архивов, актов и иных письменных источников.

На протяжении столетий менялись владельцы поселения, менялся статус – от села к местечку и снова к селу. Нельзя не отметить то влияние на Рясну ее судьбы, которое исходило от владельцев Высокого и Малоельни.

Дата возникновения села теряется в туманной дымке истории. Повсеместно принято считать датой рождения любого поселения дату первого упоминания о нем в каком-либо достоверном письменном источнике. Надо сказать, что такой подход часто оказывается ошибочным. Подчас косвенные свидетельства отодвигают дату рождения того или иного поселения на много лет вспять. Мы воспользуемся традиционным подходом, тем более, что в ближайших окрестностях Рясны отсутствуют сколько-нибудь серьезные реальные археологические объекты, изучение которых помогло бы пополнить наши с вами сведения о славном селе.

Известно, что в 1466 г. должность маршалка Брест-Литовского повета занимал некто Петраш, а в одной из книг регистрации актов канцелярии Великого Княжества Литовского обнаруживаем вот такую запись: «Евлашку да Юшку Трацевичам – село Рясна, что за Боярским было. Гаштовт и Петраш маршалок. Кушлейко.» Документ, предельно краткий, требует комментария. Оказывается, что это дарственная Евлашке и Юшке Трацевичам на владение Рясной. Вот только неясно, кто дарил. Имена Трацевичей Евлашка и Юшка – это обиходные от Евлампия и Ефима. Гаштовт и Петраш – свидетели дарения. Кушлейко писарь, составивший дарственную.

Из всего сказанного следует принять дату (официальную) возникновения села – 1466 год. Документ указывает на первого владельца Рясны – Боярского. Из этого вытекает, что, если Боярский владел селом до 1466 года, то и оно было основано раньше. Когда? Нам это пока неизвестно. Но и до Боярского кто-то владел Рясной. Кто? Пока не знаем. Однако, придерживаясь традиционного подхода, который основывается на первом письменном упоминании, 1466 год надо считать годом рождения села, а первым его владельцем – Боярского.

Остановимся на происхождении названия села – «Рясна». Есть версия: название происходит от древнеславянского слова «рясно» - «красиво», «щедро». Ради истины добавим, что современному «красиво, красивый» есть еще один древний аналог – «лепо, лепый, лепота». Есть версия автора «Топонимического словаря» И. Жучкевича. Он выводит название «Рясна» от растений – росянки и ряски. Росянка и ряска тут не к месту. Да и сам И. Жучкевич, мягко говоря, несерьезно подходил к объяснению топонимических названий, по крайней мере в нашем районе. А вот слово «рясно» - «красиво» подходит как нельзя лучше.  Действительно, село  стоит на возвышенном месте, откуда открывается вид на прекрасную панораму долины судоходной в свое время реки Пульва. Как говаривали древние – лепота!

А вот что известно о развитии в дальнейшем событий в Рясне.

В 1507 г. писарь Великого Княжества Литовского (ВКЛ) Игнатий Микитович получает подтверждение прав собственности на приобретенное им имение Рясна с людьми: рясненцами, мыкшенцами, верховцами (жители сел Мыкшицы, Верхи).

В 1511 г. польский король Зыгмунт I подтверждает пожизненное владение Высоким и Рясной, данное мужу Ядвиги Александровны Ольшанской Ивану Богдановичу Хребтовичу (вот такое именование в польском источнике Хребтовича и его жены по отчеству свидетельствует о православных корнях), прозванному «Литавор», маршалку, наместнику Дрогичинскому (Кн. 3, 8. С. 503).

Замковый архив Высокого-Литовского называет давних властителей Высокого и Рясны – Ежи Иодковича с Петкевичами. Последними властительницами из этой семьи были Анна Иодкувна и Юзефа Петкевич, от которых Рясна и Высокое перешли по наследству к Хлевицкой. Наследником последней стал Станислав Хлевицкий, граф Одровонж. Он, будучи бездетным, продал свои владения подскарбию ВКЛ, старосте пинскому, гродненскому и кобринскому Вавжинцу Войне, а от него Высокое и Рясну наследовал его сын Андрей, крайчий ВКЛ.

Затем владельцем стал Теофиль Тризна, брест-литовский воевода, который своим завещанием от 1 декабря 1644 г. передал имения своей жене Изабеле из дома Ляцких (Акты Глав. Триб. Лит., XII, ст. 318-19).

Сын крайчего ВКЛ Андрея Войны Лукаш 20 июня 1647 продал Высокое с Лумной, Свитычами, Рясной, Зубачами и Войновкой Павлу Яну Сапеге, воеводе витебскому, старосте рославльскому и бортнянскому, впоследствии Гетману ВКЛ.

В XVII в. Высокое имело несколько фольварков вместе с Вагановым, Телятичами, Александрией и Толщей, сюда же входили Лумна, Лумянка, Свитычи, Борщево и составляло первое графство. Рясна с местечком (первое упоминание без точной датировки о том, что Рясна местечко) и фольварками: Марцелином, Самуэлевым, Войновкой и Рогачами, составляла второе графство. Почему эти владения назывались графствами? Ясный ответ затруднителен. Во всяком случае так именует их «Словник географичны Крулевства Польского» (Варшава, 1895).

Оба графства давали Сапегам по тем временам огромный доход – до 3 млн. злотых (Мемуары Религ. Мораль., т. XXVIII, №6).

Михаил Корибут по просьбе князя Венедикта Сапеги, подскарбия ВКЛ, установил 16 января 1671 г. четырехнедельную ярмарку в день св. Михаила (по католическому календарю), во время которой Венедикт в соответствии с законом воздавал справедливость собранным гостям во всех их обидах (Акты Брест. зем. суда. IV. Ст. 121-122.)

Отдельные фольварки, села, целые имения довольно часто переходили из рук в руки.

10 августа 1700 г. Венедикт Сапега отказался от всех высоковских, а заодно и семятычских имений в пользу сына Михаила. Высоковские имения на тот период состояли из старого Высоковского двора, Лозовицы, Долбнева, Литвинович, Телятич, Рясны, Зубачей, Минькович, Войновки (Акты Т. Г. Л., 1979, № 396).

Военные действия в период 1700-1721 гг. нанесли большой ущерб. Поэтому Михаил Сапега решил отстроить то, что было разрушено во время шведской войны, а это потребовало больших вложений. Разрушения оказались так огромны, что на брестском сеймике в 1714 г. шляхта отметила огромнейшие разрушения во владениях Сапегов в Высоком и Рясне. Средств явно не хватало. В 1718 г. Михаил Сапега отдает высоковские имения в залог за 45 000 тынфов (денежная единица) брестскому скарбнику Августу Костюшке Сехновичскому (А. Т. Гл. Л., с. 1006). Затем одалживает у Ежего Матушевича из Малоельни (имение возле Сюлок) определенную сумму денег, а в 1722 г. продает ему Рясну и Миньковичи. Продав Рясну и Миньковичи, Михаил Сапега впал в зависть и решил напакостить Матушевичам, новым владельцам. Сапега решил ликвидировать в Рясне знаменитую ярмарку на св. Якуба (по католическому календарю). Он выпросил у соответствующих властей на это же время проведение ярмарки в Высоком. Чтобы приманить купцов, предоставил им на несколько лет право беспошлинной торговли. Мало этого, тех купцов, которые все равно ехали в Рясну, Сапега, имея конный регимент (полк), выставлял на дорогах заставы и силой заворачивал их в Высокое.

Знаменитая ряснянская ярмарка, собиравшая купцов из ближних и дальних сторон, известная конским торгом, после полуторастолетнего существования упала. Любопытно, что хорошо организованная группа армянских купцов из Кут, что в Прикарпатье, гоняла табуны отборных лошадей аж из Молдавии и Буджака только в два места – на конский торг в Рясну и в Баварию.

Развитая торговля привлекла в Рясну небольшую, но весьма активную общину еврейских торговцев. Они имели свою синагогу. Остатки общины испепелились в пламени холокоста, совершенного фашистами во время второй мировой войны.

В период расцвета торговли Рясна уже была местечком (промежуточный населенный пункт между селом и городом). В одном из исторических источников в 1588 г. жители Рясны названы мещанами. С этого года и до 1939 г. она красовалась в ранге местечка. Теперь – село.

Род Матушевичев хотя не такой именитый, как род Сапегов, но весьма разветвленный. Матушевичи владели многими фольварками и имениями в разных частях Каменетчины. Ежи Матушевич сидел в Малоельне, где у него родился сын Мартин, будущий поэт, писатель, стольник Брестского воеводства.

Купив новое владение, Ежи Матушевич с женой Терезой и сыном Мартином перебирается в Рясну. Проиграв борьбу за ярмарку, не выиграв ни одной тяжбы с Сапегами, они свою деятельность направили в другое русло - религиозное. Семья Ежего Матушевича принадлежала к редкому на наших землях раскольному течению – кальвинистам. На конец XVIII ст. в Гродненской губернии насчитывалось 4 збора (собора), один молитвенный дом и 287 верующих: в Рясне, Непокойчицах Кобринского уезда, Изабелине Волковысского уезда, Заблудове Бельского уезда. В 1744 г. Ежи Матушевич заканчивает строить кальвинский кирпичный збор (в книге «Память» ошибочно или по незнанию А. Семенюк называет костелом, А. Киштымов – лютеранской кирхой), строит кляштор (монастырь), приглашает в него монахов, членов ордена отцов-марьянов, дарит монастырю хутор Заболотье с 13 домами.

В 1755 г. Ежи Матушевич, староста стоклицкий, умирает, дело отца продолжает сын Мартин. Не исключено, что именно в Рясне им написаны большинство его литературных произведений. В 1765 г. он, будучи человеком толерантным в вопросах религии, строит деревянную униатскую церковь, которую после скасования в 1839 г. унии, капитально отремонтировали и в 1842 г. переосвятили в православную во имя Архистратига Архангела Михаила. Она стала приходской. Кальвинский збор из-за отсутствия верующих перестроили и переосвятили тоже в православную церковь во имя Архистратига Михаила в Хонех, и она стала приписной.

Прекратили свою деятельность отцы-марьяне и монастырь в 1868 г. закрыт. В нем в конце XIX – начале XX века было учительное училище, но не семинария, как об этом ошибочно писала в книге «Память» А. Семенюк. Смею заметить, что в ближайших к нам местах было три учительских семинарии – в Холме, Белой и Свислочи.

Середина XIX в. отметна развитием широкой сети начальных школ.

В 1871 г. открываются церковно-приходские школы в Рясне, Леске, Волковичах.

Началась первая мировая война. В 1915 г. жители Рясны уехали в беженство в глубь России. В 1919-1920 гг. стали возвращаться в родные гнезда, стали восстанавливать разрушенное, поднимать занепавшее. Не стало учительного училища. Снова война, вторая мировая. Снова над жителями Рясны закружили горе и беда. Кончилась война. Медленно и трудно начала устанавливаться новая жизнь.

Нельзя забыть, как в этой жизни свирепствовал безбожный атеизм. Решением Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР от 11 ноября 1962 г. была закрыта с рекомендацией передачи ее под клуб – церковь Архистратига Архангела Михаила. Однако местные атеисты, проявив особое рвение, разрушили святыню, простоявшую почти 200 лет. Была закрыта и приписная церковь (бывший збор). Здание бывшего збора, хотя и относится к памятникам архитектуры, находится в плачевном состоянии. Минули те времена. Подули благотворные ветры перемен.

Теперь в Рясне есть средняя школа, музыкальная школа, филиал ДЮСШ «Пуща», Дом культуры, Музей хлеба, детский сад. Выросла новая кирпичная церковь, при которой работает воскресная школа. Но для полного завершения строительства храма и его обустройства нужны еще дополнительные средства, силы, возможности и терпение.

Жизнь продолжается, а новые страницы истории пишут сами люди своими делами, действиями, поступками.

 

10. 03. 1999 г.                                      Георгий Мусевич

 

 

 

 

 

 

Фрагментарные исторические наброски о Ряснянском Свято-Михайловском православном приходе  до 1915 г.; с 1920 по 1939 г. и с 1944 г.

 

Эти исторические наброски написаны на основании разрозненных, скупых архивных материалов.

Правомерно предположить, что Ряснянский православный приход существовал с момента первого упоминания о Рясне (1466 г.). К сожалению, сведения о тех временах до нас не дошли. После принятия Брестской унии в нашем крае стало усиленно внедряться униатство. Сын нового владельца Рясны Мартин Матушевич в 1765 г. строит униатскую деревянную церковь.

Однако времена меняются и в 1839 г. уния отменена. Люди возвращаются в лоно Православной церкви. Они в 1842 г. производят капитальный ремонт бывшей униатской церкви. В том же году церковь освящена в православную во имя Архистратига Архангела Михаила. Она стала приходской (в некоторых источниках считается приписной). Была вторая – приписная. Первый хозяин Рясны кальвинист Ежи Матушевич в 1744 г. строит кальвинский збор (собор), возведенный из кирпича. Ко времени ликвидации унии верующие кальвинисты исчерпались и сиротливо стоящий збор решили в 1871 г. перестроить в православную церковь, освященную во имя св. Архистратига Михаила в Хонех.

К Ряснянскому приходу приписали: Рясну, Новую Рясну, Мыкшицы, Волковичи, Лесок, Чепели, Миневичи, Верхи, Чернево, всего 9 населенных пунктов.

В 1871 г. открывается три церковно-приходские школы в Леске, Рясне, Волковичах. К концу века в закрытом монастыре отцов-марьянов открылось двухклассное учительное училище, которое закрылось в 1915 г. и больше не открывалось.

В источниках не упоминается после 1920 г. и приписная церковь в Рясне.

По состоянию на 1 января 1894 г. в приходе числилось 2406 прихожан, из них 1216 мужчин и 1190 женщин.

В период с 1920 г. в приходе имелись те же три школы в Рясне, Верхах, Волковичах.

 

 

 

1920 -1939 гг.

Заканчивается беженство в Россию. В 1919 -1920 гг. люди возвращаются к родным, но разрушенным очагам. Начинается новая жизнь. Воскрешается приход и его церковь.

 

1921 г.

15. 11. 1921 г. настоятелем Свято-Михайловской церкви поставляется о. Иоанн Антипорович. Родился в Свислочи 06. 05. 1877 г. В 1895 г. окончил Свислочскую учительскую семинарию. После ее окончания – чиновник Ломжинской палаты. С 1909 г. – начальник почтово-телеграфного отделения в Хорошицах. В 1908 г. выдержал экзамен на звание священника при Гродненской Консистории. В 1915-21 гг. в беженстве. В 1921 г. после возвращения из беженства рукоположен во диакона и в том же 1921 г. – во священника. Награжден: орден св. Станислава 3 ст.; светло-бронзовая медаль в память 300-летия Дома Романовых; такая же медаль за мобилизацию 1914 г. В 1922 г. перемещен в Токарско-Пужицкий приход. Следует отметить, что после его перемещения  в Токари, там служил псаломщиком Кирилл Федорович Пищук, родившийся в с. Церковники (теперь Заречаны). Окончил двухклассное учительное училище в Рясне, в 1905 г. курсы регентов в Гродно. Нельзя не сказать, что в с. Верхи родился Тимофей Вавренюк-Савчук в 1881 г. В 1913 г. рукоположен во священника. Окончил Псковскую духовную семинарию в 1907 г. служил в с. Рудники Пружанского района.

 

Род Паевских

 

Перед началом первой мировой войны, в конце XIX века в Каменце служили: о. Николай Паевский, позднее перемещенный в с. Киевец, по ту сторону З. Буга. В том же Каменце совершал служение о. Лев Паевский, пастырь, историк, археолог, краевед, написавший несколько книг о Каменце, Бресте и их святынях. Его дочь возглавляла перед первой мировой войной Каменецкое женское народное училище. О. Лев был тем человеком и священником, который в 1897 г. пробился к императору Николаю II в Беловеже и, стоя на коленях с воздетой над головой Каменецкой чудотворной иконой Божией Матери, просил императора реконструировать Каменецкий столп и тем спасти его от разрушения, построить каменную церковь. Императору была подарена икона, а он просьбу выполнил.

О. Федор Паевский родился 21. 04. 1864 г. в с. Борщево. Окончил в 1882 г. духовную семинарию в Вильне. Рукоположен во священника 01.10.1893 г. С 1893 г. до 03. 08. 1915 г. служил в Милейчицах. В беженстве. Законоучитель двухклассного народного училища в Милейчицах. В беженстве. Законоучитель двухклассного народного училища в Милейчицах. В беженстве жил в Геническе Мелитопольского уезда Таврической губернии. Там же преподавал Закон Божий.

О. Федор – сын священника. Жена Валентина Константиновна окончила Седлецкую женскую гимназию. Сыновья: Ипполит 31 г. офицер армии Врангеля; Николай 29 л. – инспектор путей сообщения; Константин 24 л. – офицер, эмигрировал в Турцию.

О. Федор награжден: в 1901 г. – набедренником; в 1905 г. – скуфьей; в 1914 г. – камилавкой; в 1917 г. – наперсным крестом.

Воевода полесский своим письмом уведомляет Консисторию, что если о. Федор Паевский не получит польское гражданство, то он будет уволен с Городецкого прихода Кобринского уезда, который он возглавил после возвращения из беженства. Но и без грозного предупреждения воеводы было ясно, что удержаться в нем будет трудно. В Городце в Вознесенской церкви церковной утвари нет, богослужебных книг нет. Церковь имеет 100 десятин земли, но 5 забрали под костел. И отец Федор уезжает из Милейчиц, где у него был свой дом.

Прихожане узнают об этом и составляют прошение в епархию с подписями на 1,5 листах о назначении о. Федора в Рясну, в Свято-Михайловскую церковь. 04. 11. 1923 г. прихожане составляют ПРИГОВОР: «За отсутствием земли и причтовых построек обязуемся давать священнику ежегодно: ржи 200 пудов, картошки 300 пудов, сена лошади. После приезда священника первую половину он получает сразу, вторую в сентябре. Если он согласится перевезти свой дом в Рясну, то мы перевезем за свой счет и построим его на общественном плацу». Подписи прихожан свидетельствуют на трех страницах.

В 09. 06. 1925 г. о. Федор пишет владыке Александру прошение о предоставлении ему прихода в Блудене.

В 1925 г. 7. 11 прихожане Ряснянского прихода пишут епископу Александру прошение, в котором утверждают: «Неаккуратная ссылка вызвана была бедностью прихожан вследствие действий Европейской войны. В настоящее время упущения эти сокращаются до минимума». И далее: «Прихожане единогласно постановили: 1) при условии если Ваше Преосвященство оставите нам уважаемого всеми нами пастыря о. Федора Паевского, обязуемся составить нотариальный контракт для обеспечения аккуратного сбора ссылки настоятелю. Просим Вас, Владыко, переместить о. Федора обратно».

О. Федор пишет Епископу Александру о том, что в Блудене нет ни квартиры, ни полевого сбора. Просит вернуть его в Рясну – 2. 11. 1925 г.

02. 05. 1927 г. о. Федор просит перевести его в Страдечь, так как прихожане Рясны не исполнили приговор.

08. 06. 1927 г. о. Федор назначен в Страдечь.

03. 12. 1930 г. назначен в Мотоль.

 03. 08. 1932 г. прослужив 47 лет, о. Федор попросился в заштат. Ему объявлена благодарность за усердно-отличную службу Церкви Божией епархиальным начальством, награжден Благословенной Грамотой Священного Синода.

1924 г.

Священник о. Федор (Иоаннович) Паевский. Псаломщика нет. Староста Александр Галах. Дети о. Федора: Ипполит 1891 г. р. в Лионе (Франция); Николай 1893 г. р. – инженер на Харьковской ж.д.; Константин 1897 г. р. окончил политехнический институт в Брно (Чехословакия).

 

                ДВОРОВ                              ЖИТЕЛЕЙ

1. Рясна                 89                                       491

2. Н. Рясна            20                                       150

3. Мыкшицы         67                                       434

4. Волковичи        90                                       670

5. Лесок                50                                       320

6. Чепели              50                                       360

7. Миневичи         20                                       148

8. Верхи                45                                       322

9. Чернево            15                                       100

 

                                                     Всего: дом. - 446, жит. – 2995

1925 г.

Священник прот. Федор Паевский. Псаломщик Иван Осипович Рыщук. Староста Александр Галах.

 

1. Рясна                           89                      483

2. Н. Рясна                      20                      145

3. Мыкшицы                   67                      430

4. Волковичи                  90                      661

5. Лесок                          50                      199

6. Чепели                        50                      319

7. Миневичи                   20                      163

8. Верхи                          45                      322

9. Чернево                      15                       96

Всего: дом. – 446,  жит. – 2824

1927 г.

Священник о. Андрей Рункевич. Псаломщик Иван Осипович Рыщук. Староста Николай Константинович Манчак. Он окончил Ряснянское двухклассное учительное училище и Яблочинские учительские курсы. Во время первой мировой войны служил в Балтфлоте. В пятидесятых годах работал инспектором Высоковского РОНО.

1928 г.

Священник о. Андрей (Александрович) Рункевич родился в 1895 г. В 1914 г. окончил 2 кл. Минской духовной семинарии. Родом из Старого Села, что на Столинщине. Имел 5 детей. Награды: набедренник. Жалование: 660 зл. От прихода+ 240 зл. Дотации от государства = 900 зл. В год. Псаломщик Иван Иосифович Рыщук родился в Рогачах Бельского уезда в 1896 г. Окончил Свислочскую учительскую семинарию. В 1914 – 1918 гг. служил в Балтфлоте. Староста Николай Константинович Манчак.

Церковной земли: 1200 саж. кв. Погоста; 1200 саж. кв. отведено под кладбище. В библиотеке 3 тома книг. Дом священника построен в 1927 г. прихожанами. Упоминается приписная каменная церковь.

 

                                ДОМОВ                     ЖИТЕЛЕЙ

 

1. Рясна                                 38                     324

2. Н. Рясна                            12                     106

3. Мыкшицы                         106                   222

4. Волковичи                        40                     344

5. Лесок                                52                     204

6. Чепели                              14                     125

7. Миневичи                         12                      92

8. Верхи                                23                     193

9. Чернево                             8                       72

Всего:    198 дом.,  жит. – 1675

               Инов. – 20, инослав. – 30.

Приходская церковь капитально отремонтирована в 1910 году.

1929 г.

1. Рясна                                 41                     346

2. Н. Рясна                            13                     114

3. Мыкшицы                         28                     334

4. Волковичи                        46                     402

5. Лесок                                25                      208

6. Чепели                              17                      137

7. Миневичи                         12                      101

8. Верхи                                28                      217

9. Чернево                             9                        90

Всего: 219 дом.,  жит. – 1849

            Иновер. – 20, инослав. – 30

1930 г.

1. Рясна                                  40                     346

2. Н. Рясна                             13                     119

3. Мыкшицы                          27                     229

4. Волковичи                         47                     407

5. Лесок                                 26                     214

6. Чепели                               18                     147

7. Миневичи             13                            108

8. Верхи                    29                            212

9. Чернево                10                             95

Всего:  223 дом., жит. – 1767

1931 г.

Священник о. Андрей Рункевич. Псаломщик Петр Лукич Артемюк. Окончил Московское духовное училище в 1918 г. Староста Степан Мельничук – неграмотный.

1. Рясна                   42                              354

2. Н.Рясна               16                              123

3. Мыкшицы           28                              237

4. Волковичи          49                              420

5. Лесок                  27                              220

6. Чепели               19                               155

7. Миневичи           13                              112

8. Верхи                  29                              218

9. Чернево              11                              100

Всего: 234 дом.,  жит. – 1939

           инов. – 18, инослав – 36

1932 г.

Священник о. Андрей Рункевич. Псаломщик Иван Рыщук.

1937 г.

Священник о. Стефан Сорокош. Псаломщик Анатолий Соколовский.

С 1942 г.

Псаломщик в Рясне Теляковский Василий Алексеевич. Родился в Радваничах Брестского уезда в 1924 г. В 1939 г. окончил Пинскую государственную гимназию. 13. 04. 1945 г. рукоположен во диакона.

1945 г.

Ряснянская Свято-Михайловская церковь 12. 03. 1945 г. зарегистрирована, а также православная религиозная община у Уполномоченного по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Брестской области. Удостоверение № 12 от 12. 03. 1945 г.

Регистрационная справка

Дана для религиозной общины Ряснянского прихода Высоковского района Брестской области в том, что данная община верующих зарегистрирована надлежащим, законоустановленным Советской властью порядком, что и удостоверяется.

Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совмине СССР по Брестской области.

Подпись Авласенко.

Сразу же после прихода Советской Армии в 1944 г. земля церковная, церковное имущество, церковные постройки Советской властью были отобраны у церковных общин, а уж затем согласну договору заключаемому между райисполкомом и церковной общиной церковное имущество и церковные здания передавались оным общинам в бессрочное и бесплатное пользование. Причтовые постройки как правило экспроприировались. Такой договор был заключен между приходской общиной Свято-Михайловской церкви и Высоковским райисполкомом. Договор подписала от имени райисполкома зав. общим отделом Осипова Полина Ивановна, от общины подписал священник и 215 прихожан-учредителей.

Был избран Церковный Совет в составе:

1. Савчук Яким Кузьмич – 1881 – с. Верхи – староста с 1943 г.

2. Чижик Михаил Тимофеевич – 1879 – Н. Рясна – пом. стар. с 1945 г.

3. Солышко Назарий Михайлович – 1977 – с. Верхи – казначей с 1945 г.

4. Грицук Григорий Стефанович – 1886 – м. Рясна – пред. ревком. С 1945 г.

5. Карпук Андрей Михайлович – 1887 – Лесок – чл. ревком с 1945 г.

6. Василюк Иван Филиппович – 1899 – Лесок – чл. ревком. с 1945 г.

В соответствии с договором была составлена опись.

 

        ОПИСЬ:

Церковь деревянная, крыта жестью. Колокольня в связи с храмом.

В АЛТАРЕ:

1. Запрестольная икона-распятие в дерев. раме.

2. Образ Воскресения Христова.

3. Образ Спасителя и Богоматери в дерев. раме.

4. Икона Моление о чаше в дерев. раме.

5. Икона Страдания Иисуса Христа – 3 в дерев. раме.

6. Риз – 8.

СОЛЕЯ:

7.1. Справа икона Спасителя в раме.

7.2. Справа икона Архидиакона Стефана в раме.

7.3. Справа икона Архангела Михаила в раме.

7.4. Справа икона Св. Троицы.

7.5. Слева икона Божией Матери.

8.2. Слева икона Архидиакона Лаврентия.

8.3. Слева икона Св. Иоанна Предтечи.

8.4. Слева икона Успения Пресвятой Богородицы.

9. Над Царскими вратами «Тайная вечеря».

По сторонам:

10.1 икона Сретение Господне.

10.2. Икона Покров Пресвятой Богородицы в раме.

10.3. Икона Апостол Павел.

10.4. Икона Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой в

         раме.

11. Шесть икон на Царских вратах.

12. Две хоругви из холста.

13. Две хоругви суконные.

14. Две хоругви черного сукна.

15. Две хоругви парчевые.

СРЕДНИЙ ХРАМ:

16. Икона Св. Иоанна Предтечи        в раме.

17. Икона Св. Николая Чудотворца в раме.

18. Вознесения Христова в раме.

19. Икона Воскресения Господня в раме.

20. Икона Почаевской Божией Матери в киоте.

21. Икона Рождества Христового в раме.

22. Икона Божией Матери в раме.

23. Икона «Моление о чаше» в раме.

24. Икона Благовещение в раме.

25. Икона Страдания Иисуса Христа в раме.

26. Икона Божией Матери в дер. выносном киоте.

27. Иконы двунадесятых праздников.

28. 26 икон праздничных.

К сожалению в описи не указаны богослужебные сосуды, наличие колоколов и др.

 

СВЯЩЕННИКИ И ПСАЛОМЩИКИ:

Теляковский Василий Алексеевич родился в Радваничах Брестского уезда в 1924 г. Окончил в 1939 г. Пинскую государственную гимназию. С 1942 г. псаломщик в Рясне. В 1945 г. (13. 04) рукоположен во диакона. Когда рукоположен во священника – не установлено.

Грудовик Роман Иванович с 21. 08. 1947 г. Указом № 1291 Архиепископа Минского и Белорусского Питирима назначен псаломщиком в Рясну.

Денисюк Никифор Степанович с 28. 03. 1949 г. Указом № 322 Архиепископа Минского и Белорусского Питирима назначен псаломщиком в Рясну.

О. Василию Теляковскому Указом Архиепископа Минского и Белорусского Питирима (№ 11) поручено временно завед. приходом в Половцах при с. Голя (теперь Пограничная) с правом совершать Богослужения в Свято-Михайловском храме при с. Голя и приписной Свято-Иосифовской церкви в с. Суходол.

Милковского Николая Александровича, псаломщика из Хмелева с 05. 11. 1952 переместить в Рясну (Указ Архиепископа Минского и Белорусского Питирима № 2072). Николай Милковский под давлением атеистов оставил службу в лоне Православной церкви и стал руководителем колхозного хора в Рясне.

О. Василий Теляковский с 21. 01. 1954 г. (Указом Митрополита Минского и Белорусского Питирима № 110) перемещается к Петро-Павловскому собору г. Гомеля.

О. Симеон Куксич с 04. 02. 1954 г. перемещается на должность настоятеля Свято-Михайловской церкви в Рясне (Указ Митрополита Минского и Белорусского Питирима № 257).

О. Иоанн Волинский определением от 13. 04. 1954 г. перемещается в с. Рясну (Указ Митрополита Минского и Белорусского Питирима № 827). О. Иоанн родился в 1909 г. окончил польскую учительскую семинарию в Холме в 1929 г. В 1937 г. окончил трехгодичные пастырские курсы в Яблочинском монастыре. В 1937-39 гг. – псаломщик в Домачеве. 1939-1942 гг. – учитель в Здитове Жабинковского района. С 1942 по 1954 г. – псаломщик в Косичах Брестского района. Знание иностранных языков – немецкий, польский, русский.

 

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

10 июля 1952 г. Свято-Михайловский храм в Рясне был обследован инженером Высоковского райисполкома Е. К. Давидко: «Здание требует ремонта: водосточная труба одного из углов, а также свес крыши частичный ремонт каменного фундамента».

 

ХОДАТАЙСТВО СТАРОСТЫ:

Староста Суходольской Свято-Иосифовской церкви Филипп Колток (половец) ходатайствует перед уполномоченным от имени общины о регистрации общины и храма, как приписного к Ряснянской церкви. 4. 11. 1945 г. избран в Суходоле Церковный Совет: Колток Филипп Захарьевич (половец) – староста; члены: Марчук Адриан Иванович, Дубяга Михаил Тарасович (половец), Дубяга Емельян Яковлевич (половец); ревкомиссия: Пушкаревич Герасим Тарасович, Ракович Василий Александрович.

С открытием прихода в Половцах в 1948 г. Суходольская стала приписной к Половецкой вплоть до закрытия первой и второй.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРИХОЖАН:

«В конце месяца мая 1948 г. селения Голя, Песчатка и Терехи, входящие в состав Половецкого прихода, воссоединились в связи с изменением границы, с Родиной. В состав прихода входят еще: Суходол, Хлевище. Взрослое население прихода 1300 душ. Приход находится  при селе Голя – храм. В селе Суходол – приписная церковь Иосифа Песнописца. Просим зарегистрировать наш приход Половцы».

               06. 06. 1948 г. – 26 учредителей.

      Говорит о. Федор Паевский:

«Население прихода украинцы православного вероисповедания.»

                             Ведомость о приходе, стр. 12.

 

ЗАКРЫТИЕ ЦЕРКВЕЙ:

       В начале 60-х годов, когда прокатилась очередная волна коммунистического богоборчества, власти стали массово закрывать церкви, а некоторые из них варварски разрушили. Каков был механизм закрытия? Как всегда, проявляя особое рвение, начинали местные безбожники, требуя закрыть ту или иную церковь. Вот тогда включался райисполком, принимавший решение о закрытии. Его поддерживал облисполком. А уже решение облисполкома направлялось в Москву, в Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР. И Совет «милостиво» дозволял закрыть церковь. Однако местным безбожникам было мало, им нужно было еще и разрушить. Разрушали, как это сталось с Ряснянской церковью. Для исполнения «черного дела» использовалась темная сила пэтэушников из Высоковского ПТУ, где директором в то время был Бугаев, а его заместителем по хозяйственной части Вечтомов.

       Суходольская Свято-Иосифовская церковь закрыта Решением Брестского облисполкома (Протокол Совета по делам Русской православной церкви при Совмине СССР № 590 от 18. 10. 1960 г.) Церковь сохранилась.

Половецкая Свято-Михайловская церковь при селе Голя закрыта Решением Брестского облисполкома (Протокол Совета по делам Русской православной церкви при Совмине СССР № 847/19 от 22. 09. 1962 г. Подписал член Совета А. Шиков). Церковь не сохранилась.

Ряснянская Свято-Михайловская церковь закрыта Решением Брестского облисполкома (Протокол заседания Совета по делам Русской православной церкви при Совмине СССР № 24 от 28. 11. 1962 г.).

 

СЛУШАЛИ:                                ПОСТАНОВИЛИ:

Исполком Брестского                Согласиться с предложением

областного Совета депута-           исполкома Брестского област-

тов трудящихся в письме от          ного Совета депутатов трудя-

5 ноября 1962 г. за № 1076/19       щихся о снятии религиозного

просит Совет дать согласие           общества в деревне Рясно Ка-

на снятие с регистрации ре-           менецкого района, как прекра-

лигиозного общества в д. Ряс-       тившего свою деятельность и

но Каменецкого района, как           переоборудовании церковного

прекратившего свою деятель-        здания ПОД КЛУБ.

ность и переоборудовании

церковного здания под клуб.

                                                     Член Совета А. Шиков

Как видно Совет не утруждал себя каким-либо рассмотрением. Они действовали просто и оперативно: заслушали письмо облисполкома и один к одному постановили: закрыть. Закрыли общину, закрыли церковь. В 1964 г. разрушена.

 

ВОСКРЕШЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ:

Суходол

В 1991-92 гг. церковь отремонтирована при участии прихожан и местного колхоза (колхозные денежки – опять же народные денежки). 19. 09. 1992 г. (через 30 лет) при большом стечении народа, (в том числе пришли прихожане приграничных приходов из Польши) храм освятил благочинный Каменецкого благочинного округа о. Евгений Лукашевич. К церкви приписаны села: Суходол, Пограничная, Песчатка, Хлевище.

Рясна

На месте разрушенного деревянного храма весной 1991 г. начато строительство нового. Архиепископом Брестским и Кобринским Константином 09. 05. 1991 г. освятил место и заложил угловой камень под строительство новой церкви. Новая церковь кирпичная, в двух уровнях. Возведены купола, на них сверкают позолотой кресты. Престол в подвальном храме 10. 05. 1993 г. освящен Архиепископом Брестским и Кобринским Константином.

Завершение строительства храма требует еще много сил, средств, стараний.

К Ряснянской Свято-Михайловской церкви приписаны села: Рясна, Оберовщина, Тумин, Мыкшицы, Волковичи, Чепели, Лесок, Верхи и поселок Беловежский.

Священники и псаломщики Рясны с 1991 г.:

С 1991 г. священниками в Рясне служили о. Евгений Лукашевич, в настоящее время служит о. Николай Лукашик.

 

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА:

С 1996 г. в Свято-Михайловском приходе при церкви открыта воскресная школа, в которой постоянно занимается 50 детей из Беловежского и Рясны. В школе дети приобщаются к началам Христианства. Для них организуются экскурсии к святым местам. Были совершены экскурсии, а точнее паломничества в Жировицкий и Почаевский монастыри.

 

НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ МАСТЕРА:

В Свято-Михайловской церкви работали и работают мастера иконописи и резьбы из Северной Буковины (Черновцы) во крешении Володимир и Андрий. К Святой Пасхе 1999 г. они написали 30 икон. К сентябрю-октябрю они должны закончить сницерские работы по изготовлению иконостаса.

Жизнь прихода продолжается. Священник о. Николай Лукашик неустанно трудится над завершением строительства храма, над устройством его благолепия. ДА ПОМОЖЕТ ЕМУ БОГ!

 

Источники: БОХ,

Ф. – 2059; ОП-2; Д. – 517

Ф. – 1482; ОП.-1; Д. – 12

Ф. – 2059; ОП.-2; Д. – 515

Ф. – 50;     ОП.-4; Д. – 10-11-12-13-14; 16

 

15-20. 03. 1999 г.                     Георгий Мусевич

     Краткие сведения о д. Рясна из других работ

архива Г. С. Мусевича

 

 

v Они жили на Каменетчине:

Паевский Лев – (1850-1919), родился на Бельщине в священнической семье. Из рода Паевских, служивших священниками в Борщеве, Рясне, Кодне, Киевце, Орле Подляшской, Каменце-Литовске, Слониме. Настоятелем Каменецкого собора служил с 1888 по 1905 г. Причинился к реставрации Каменецкой вежи и к строительству Св.-Симеоновского храма. Краевед, историк, этнограф, археолог, статистик. Его книги «Летопись Каменца-Литовска и его храмы» (1895), «О церковной древней Брестской епархии» (1892), «Лжемученик Иосафат Кунцевич» (1895) и др. Ему в Каменецкой церкви установлена мемориальная доска. Умер в Слониме. Писал по-русски.

 

v Сведения о народных училищах в Каменецком районе: 

Специальные учебные заведения

Возле Рясны в 1864 г. был закрыт монастырь (кляштор) КК Марьянов (католический) и в нем разместили учительное училище (готовящее учителей). Оно действовало до 1915 г. 

Церковно-приходские школы:    

По состоянию на 1893 г. на территории нынешнего Каменецкого района ЦПШ была в Рясне и др. нас. пунктах. 

Еврейская школа Талмуд-Тора в Рясне в 1800-1900 гг., двухклассная частная еврейская школа Талмуд-Тора в 1901-1939 гг. 

Польская 4-кл. школа в Рясне в 1920-1939 гг.    

 

v ХРАМЫ РЯСНЫ:   

                   В целом ряде белорусских изданий, в том числе таких солидных энциклопедических книгах, как «Праваслаўныя храмы на Беларусі» (А. М. Кулагін, выд. 1 2001 г. і выд. 2 2007 г.), “Гарады і вёскі на Беларусі” (Г. Пашкоў. Т. 4, кн. 2. Мн., 2007  г.) касательно Каменецкого района допущены грубые ошибки и искажения. Я не буду их перечислять. Настоящим хочу истинно рассказать о храмах Рясны.

 

1. ПЕРВЫЙ ХРАМ  – православная церковь, построенная до 1580 г. на том месте, где стоит нынешняя кирпичная церковь во имя Архангела Михаила и всех бесплотных сил (освященная в 2002 г.), ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ИЛЬИ. В 1580 г. возле этой церкви завещала себя похоронить прихожанка Феодора Петракович.

 

2. ВТОРОЙ ХРАМ – униатская церковь, построенная из дерева в 1765 г. во имя Архангела Михаила и всех бесплотных сил сыном владельца Рясны Юзэфа Ежэго Матушевича Мартином.

2.1. После скасования униатства в 1839 г. церковь в 1842 г. капитально отремонтирована прихожанами и переосвящена в православную. Она стала приходской.

2.2. Святыня, простоявшая почти 200 лет, решением Совета по делам Русской православной церкви при Совмине СССР 28 ноября 1962 г. была закрыта с рекомендацией передачи ее под клуб. Однако местные атеистические власти сельсовета и колхоза “Советская Белоруссия” в 1964 г. эту старую деревянную церковь разрушили до основания.

2.3. Через 37 лет на месте разрушенного деревянного храма прихожане удумали весной 1991 г. строительство нового кирпичного. Они никогда не забывали о своей родной церкви. Вот поэтому они решили строить новую как продолжение той старой, разрушенной коммунистами. На том же месте. Не остался в стороне и колхоз “Советская Белоруссия”. Ведь как говорится: “Глас народа – глас Божий”.

Строить начали всем обществом – и люди участвовали, и колхоз. Попытки присвоить себе заслуги в строительстве храма Божия председателем колхоза несостоятельны. Ведь колхозные деньги – народные деньги, а не лично председательские. Люди же жертвовали свои кровные, даже именные семейные иконы. Строительство было трудным.

Сначала установили большой камень с надписью на нем: “Заложено в лето от Рождества Христова 1991 г. апреля 9 дня.” 9 мая 1991 г. Высокопреосвященнейший Константин, Архиепископ Брестский и Кобринский, заложил закладной камень. А уже 10 мая 1993 г. освящен святой престол в нижнем храме, и в нем стали проводиться богослужения. С того дня прошло долгих 9 лет, проведенных в трудах и заботах в ожидании светлого дня освящения завершенного храма!

При большом стечении верующих митрополитом Минским и Слуцким, Экзархом всея Белоруссии Филаретом в сослужении большого числа священнослужителей и иерархов 8 августа 2002 г. был освящен завершенный храм.

У начала строительства стоял настоятель о. Евгений Лукашевич. В 1995 г. его сменил о. Николай Лукашик, на его плечи легли главные заботы по возведению основного, или верхнего храма, отделке, его устройству и созданию благолепия. Трудами многих людей, невидимым попечением Божиим завершено возведение храма!

Всем жертвователям и дарителям на новый храм, от своих кровных, а имя им легион, надлежат по праву слова: “Спаси Боже!”

 

3. ТРЕТИЙ ХРАМ – кальвинский збор (так этот храм называется у кальвинистов), построенный богобоязненным Ежим Юзэфом Матушевичем. Кирпичный. В нем был орган. По рассказам местных жителей перед второй мировой войной Кароль Малецки (местный помещик) вывез его в Варшаву. Збор имел цокольный этаж (вход с северной стороны). В нем было четыре деревянных гроба, висевших на цепях. В 1940 г. их разграбили и сожгли “гультяи”. Перед збором стоял большой мраморный крест. Кому – сейчас трудно определить. Перед збором, повидимому, были еще захоронения. При рытье траншеи под водопровод были найдены человеческие кости. Внутри збора имеются мемориальные таблицы кавалеру ордена святого Станислава 1-ой степени графу Людвику Грабовскому; кавалеру ордена святого Станислава генерал-майору войск польских графу Самуэлю Ожаровскому; графине Дороте Оттонхауз. Свидетели – Иван Дульчевский и Антонина Плисун.

3.1. Из-за ничтожного числа кальвинистов збор в 1871 г. закрыли, перестроили и переосвятили в православную церковь во имя Архистратига Михаила в Хонех, приписную.

В 1915 году во время отъезда в беженство церковь закрыли первый раз, второй – в богоборческие 60-е годы XX века.

В межвоенный период поляки не забирали збор под костел.

3.2. После того, как збор закрыли в богоборческие годы, в нем колхоз «Советская Белоруссия» устроил склад. Его разделили на два этажа. Кругом сараи, навоз, грязь.

3.3. В начале 2000-х годов с подачи Л. Нестерчука (чиновник из областного управления культуры) замышлялась затея – создание в зборе музея религий. Эту затею озвучили в «Заре» Зырко, а в «Навінах Камянеччыны» Горегляд. После письма за подписью всех священников Каменецкого благочиния, в адрес председателя облисполкома, авантюрная затея пала. Священники предложили в зборе устроить церковку, школу и библиотеку. Предложение не сдвинулось с места. По-прежнему збор стоит сиротливо и неухожено, а в нем склад.

 

4. ЧЕТВЕРТЫЙ ХРАМ – католический деревянный костел Св. Анны. Построен богобоязненным Ежим Юзэфом Матушевичем после приглашения в Рясну 00 Марьянов (монашеский орден) им же на берегу реки Пульвы был в 1749 г. построен костел. Время окончания его служения пока не представляется возможным.

 

5. КЛЯШТОР для ОО Марьянов построен, вернее перестроен Матушевичем Ежим из скарбца Сапеги в 1749 г.

5.1. Кляштор в 1868 г. закрыт и в нем устроено учительное училище с преподаванием на русском языке. В связи с отъездом в беженство в 1915 году его закрыли, и оно больше не открывалось. Разрушилось.

 

 

2008 г.                                    Георгий Мусевич

 

v Наличие земельных наделов в церковных приходах в границах нынешнего Каменецкого района:

Ряснянский : Конец 19 века – 95 дес., из них пахотной земли 57 дес.; усадебной – 7 дес.; сенокосной 22 дес.; пастбищной 6.5 дес.; под лесом 2,5 дес.

В 1924-1930 гг. – 95 дес., из них пахотной земли 57 дес.; усадебной, в том числе церковный погост, кладбище – 7 дес.; сенокосной 22 дес.; пастбищной 6,5 дес.; под лесом 2,5 дес. Земля сдается на «третьяк». Годовой доход от земли 750 зл.

 

v Илья Галкин (советский историк и общественный деятель. Ректор МГУ (1943—1948) учился в Ряснянской двухклассной школе.

 

v Первые упоминания селений моей Каменетчины:

Рясна – 1446 г. – Словник Географичны.

 

v Повстанцы-Каменчане (1863 г.)

Селезий Гарчински, ксендз Марьянского Ряснянского монастыря из местечка Рясна.

 

v Колокола в Свято-Михайловскую Ряснянскую церковь пожертвовал предприниматель из Высокого В. Крупский.

 

v Священники, служившие в приходах Каменетчины:

о. Алексий Теляковский – Рясна, Омеленец – 1887-1942 гг.

Прот. Иоанн Антипорович – Рясна, Токари – 1877-1959 гг.

 

v Ветераны физкультуры и спорта Каменетчины:

Драпун Иван – учитель физкультуры и тренер – Рясна

Велешкевич Николай – учитель физкультуры и тренер - Рясна

 

v ПУТЬ УЧИТЕЛЯ

        Иван Константинович Драпун родился в славном селе Миньковичи. Как все дети околицы учился в Борщевской школе, затем оказался в далеком Донбассе. Испытал шахтерского труда. Почувствовал тягу к учебе и поступил на дневное отделение Белорусского Государственного института физической культуры. Учился недолго, так как пришло время служить в армии, в которой, как говаривали раньше, выполнил трехлетний долг воинской службы.

        Учебу продолжил на заочном отделении института, который и закончил в 1976 году. Одновременно работает учителем физкультуры Каменецкой школы. Однако вскоре переходит в Волковичскую СШ. Вот тут полностью раскрывается его педагогический, учительский, тренерский талант. Он создает великолепную спортивную базу. В те годы она была, пожалуй, лучшей не только в районе, но и в области. Из года в год Волковичская школа (позднее ставшая Ряснянской) занимала и занимает ведущие позиции в спартакиадах и «Стартах надежд». Уровень физической подготовки всех учащихся школы был хорошим и отличным. Он – зачинатель проведения подвижных перерывов.

       Иван Константинович не делил, как некоторые, физкультуру и спорт на части. Он считал, что физкультура и школьный спорт – это одно целое. Это одна медаль, имеющая две стороны. В этом направлении Иван Константинович и работал. Поэтому не было случайным сотрудничество с ДЮСШ «Пуща» на протяжении более 30 лет. Он видел в школьном спорте более высокую ступень физкультуры.

        Когда Волковичскую школу переместили в Рясну, он и там создал спортивную базу и мини-манеж.

       Иван Константинович не чурался и колхозного спорта, вкладывая в него свои усилия и силы.

       Он в своей работе всегда искал и находил новое, впитывал опыт своих коллег. К примеру его планирование подготовки бегунов на средние и длинные дистанции на республиканском семинаре стало достоянием тренеров детско-юношеских спортивных школ Республики.

        О работе любого человека судят по результатам и результативности. В спорте Иван Константинович вырастил десятки и десятки победителей и призеров областных соревнований, свыше двадцати – республиканских, одного победителя и двух призеров первенств СССР. Свыше 30 действующих рекордов района принадлежат его воспитанникам. Многие ученики пошли по стопам учителя. Это то, что поддается учету. А кто подсчитает, сколько души он вложил в воспитание своих учеников?

       Человек всегда чувствует удовлетворение, когда его труд оценивается по достоинству. Очевидно и Иван Константинович испытывает это чувство, имея свыше 30 грамот – от РАЙОНО до Министерства образования БССР, высшую категорию, значок «Отличник народного образования БССР».

 

v Г. Пашкоў у энцыклапедыі “Гарады і вескі Беларусі” (Т.4, кн. 2. Брэсцкая вобласць) згадвае пра Фёдараўскую царкву (1997 г.) у Новай Расне. Але ж Фёдараўскай царквы ў Расне няма і не было. (Г. Мусевіч).

 

v Художник Михаил Карпук крещен в Ряснянской Свято-Михайловской церкви.

 

 

 

Примечание: Орфография и стиль написания  текста 

                       автора сохранены.     

 

 

 

Источники:

 

 

1.    Мусевич, Г. Рассказы из жизни – о жизни. Легенды моей Каменетчины [Папка]: сборник 1,1. Каменец, 1991-2012.

 

2.    Мусевич, Г. Рассказы из жизни – о жизни. Легенды моей Каменетчины [Папка]: сборник 1,2. Каменец, 1991-2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Назад в раздел
© 2011. Каменецкая центральная районная библиотека им.В.М. Игнатовского
Мы на ютубе