(сценарий вечера-портрета А. И. Лыщика,
уроженца края, скульптора (к 65-летию со дня рождения)
Ведущий 1. Каждый человек, пришедший в этот мир должен оставить о себе память. Должен сделать какое-нибудь дело, совершить хоть один поступок, который объяснил бы всю его жизнь, зачем он жил. Жизнь… Горькая и сладкая, однообразная и красочная, порой грустная или радостная, но удивительная и интересная. Жизнь это вечное созидание.
Ведущий 2. Художники и скульпторы, дизайнеры и архитекторы Они как магнит притягивают к себе своим обаянием, душевной красотой, широтой и глубиной своих мыслей - все эти люди ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Благодаря им мы бываем в музеях, любуемся живописными полотнами, восхищаемся скульптурными творениями. Искусство объединяет человечество, искусство едино и неразделимо.
Ведущий 1. После школы он поступил в Брестский инженерно – строительный институт, но проучившись год решил, что архитектура – не его призвание, и без сожаления оставил учебу. В 1969 году его призвали в армию. Служил в Минске в сапёрных войсках.
Ведущий 2. С 1971 года работал в Каменце оформителем и заведующим художественной мастерской при Каменецком отделе культуры. Пробовал себя в различных направлениях декоративно-прикладного искусства: инкрустации, чеканке по металлу, резьбе по дереву. Именно здесь сформировалось окончательное желание стать скульптором.
Ведущий 1. В 1973 году в Каменце Александр познакомился с будущей женой Зоей Савельевной Романчук, которая на то время работала методистом в городском Доме культуры. Они создали семью. Судьба распорядилась так, что он с семьёй переехал на постоянное место жительства в Минск. Столица для Александра Ивановича стала не только местом личностного роста, но и его вторым домом.
Ведущий 2. Сейчас мне хочется познакомить вас с супругой Александра Ивановича. Знакомьтесь, Зоя Савельевна! Зоя Савельевна, поделитесь с нами своими воспоминаниями: каким он был человеком, мужем, какими качествами характера он обладал, расскажите о том времени когда он готовился поступать в театрально-художественный институт.
Ведущий 1. В 1977 г. поступил в Белорусский театрально-художественный институт на скульптурное отделение. Учился у замечательных педагогов Анатолия Аникейчика, Геннадия Муромцева, Михаила Шкробота. Закончил институт в 1983 году. Его дипломной работой был “Памятник градорубу Олексе”. Александр Иванович очень гордился тем, что это работа связана с родным городом, он хотел и планировал сделать для Каменца больше но, к сожалению, не успел осуществить свои задумки. Кстати, памятник на братской могиле в деревне Турна Большая, это тоже работа Александра Лышчика. Но об этом позже.
Ведущий 2.
С 1985 по 1991 гг. Александр Иванович занимался преподавательской деятельностью в театрально-художественном институте. В 1983 году открыл в Минске свою творческую мастерскую. Работал в области монументальной и станковой скульптуры. Признание пришло не сразу. Степень выживаемости зависит и от выбранного пути.
Ведущий 1. Скульптура имеет много направлений и не только художественных. Мастер выбирает материал, а потом, в соответствии с выбором, осваивает технологию обработки. Надо сказать, что Александр Иванович был профессионалом и большим знатоком всех тонкостей литья, знал, как сделать сплав, чтобы получилась качественная работа, отлились мельчайшие детали будущего скульптурного произведения. И очень многие обращались к нему за опытом.
Ведущий 2. Александр Иванович остановился на бронзе. Почему? В давнем интервью «Минскому курьеру» на вопрос «Почему бронза» ответил: «на душу легла». А вообще бронза трудоемкий в техническом плане материал. И жизни не хватит, чтобы постичь все секреты мастеров 18-19 веков. Да и на создание скульптуры уходит порой от месяца до двух лет. А есть вещи, которые рождаются за день.
Ведущий 1. Мы с удовольствием представляем вам нашего гостя Туркова Анатолия Савельевича – земляка, коллегу по работе (работали вместе в мастерской при городском доме культуры)Ведущий 2. Александр Иванович был очень грамотным и эрудированным человеком, очень много читал. Прежде, чем приступить к новой работе, он изучал историю, работал с архивными материалами. При создании исторических персонажей он старался передать характер человека. У художника сформировалась своя творческая манера, выработался свой неповторимый художественный стиль. Круг его творческих интересов был очень широк.
Чтец:Ведущий 1. Впрочем, о жизни и душе скульптора никто не расскажет лучше, чем его творения. Он - автор ряда памятников и монументально-декоративных комплексов. Рассказ о его творчестве хочется начать с его дипломной работы “Памятника градорубу Алексе”. Он даже не ожидал, что комиссия решит установить скульптуру на его родине. Между Каменецкой башней и Свято-Симеоновской церковью в 1988 году установлен памятник посвящённый зодчему Алексе, которого волынский князь Владимир Василькович в 1276 году послал на северные границы княжества заложить крепость. Мощный мужчина со щитом стоит рядом с великаном-зубром. Он указывает на Каменецкую башню и одновременно на то место, где был заложен наш город. На щите надпись: «...сруби городъ и нарече имя ему Каменецъ, зане бысть земля камена».
Ведущий 2. И ещё одна работа Александра Лыщика. В деревне Турна Большая, около школы находится братская могила, в ней похоронены 15 воинов Советской Армии, которые погибли в июле 1944 года, при освобождении района от немецко-фашистских захватчиков. В 1982 году была установлена скульптура скорбящей женщины.
Ведущий 1. В 2006 году в Бобруйске установлена фигура “Бобра”. Скульптура понравилась горожанам, превратилась в визитную карточку города. Бобр-франт, приносит успех тем, кто до него дотронется.
Ведущий 2. В Орше в 2008 году возле здания ЗАГСа появилась новая скульптурная группа – кресло-трон и рядом с ним туфелька. Эта композиция стала популярным местом у молодожёнов. При первом же взгляде на бронзовую композицию вспоминается сказка Ш. Перро “Золушка”. На спинке стула удобно расположился Купидон, а само кресло украшено гербом города и множеством кренделей. Кстати, эту композицию скульптор посвятил своей внучке Виктории, о чем свидетельствует надпись на личной табличке.
Ведущий 1. Напоминанием об историческом прошлом города Кобрина Брестской области стала композиция основателям города. “Князь Владимир Василькович и княгиня Ольга”. Памятник установлен на площади рядом со зданием Кобринского райисполкома в 2009 году. Город упоминается в завещании волынского князя Владимира Васильковича своей жене Ольге. Бронзовый князь, стоя рядом с женой благословляет город и всех его жителей.
Ведущий 2. Вторая композиция “Купалье” (2009) установлена также в Кобрине на территории парка имени Суворова в центре фонтана. В основу композиции положена идея о белорусском народном празднике “Купалье”. Как отмечал сам автор - “Этот памятник очень символичен. Наверное, он даст надежду на личное счастье и любовь, которые так необходимы каждому человеку”. Своих персонажей художник наделил особым чувством, изяществом, грациозностью, совершенными пропорциями и пластикой.
Ведущий 1. Третья скульптурная композиция “Боцман” появилась на Набережной, близ Ледового дворца в 2009 году. Старый “морской волк” держит в руке курительную трубку, на плече сидит попугай. Рядом с фигурой стоит столб с колоколом, на котором начертана надпись “Кобрин”. Жители города и его гости, прогуливаясь по Набережной, могут позвонить в колокол и сделать фото на память.
Ведущий 2. В конце 2009г. Александр Иванович закончил свою последнюю работу - скульптурную композицию на Мемориальном комплексе “Памяти воинов 1-ой Мировой войны 1914-1918 гг. по Старовиленскому тракту”. Композиция выполнена в виде арки, где два ангела держат амофор.
Ведущий 1. В творческом активе художника широкий спектр призов и сувенирных композиций, созданных для международных мероприятий и чемпионатов, работ бытового назначения. Работы мастера находятся в частных коллекциях Беларуси, России, Польши, Арабских Эмиратов, Англии, Бельгии, Италии, Китая, США, Швеции.
Ведущий 2. Александр Иванович имел большой творческий потенциал и желание работать. А еще он очень хотел создать в республике Центр белорусской скульптуры. Потому что, к большому сожалению, произведения наших талантливых скульпторов в большинстве своем сегодня уходят в зарубежье, где ценится авторская ручная работа и они востребованы. С одной стороны, это хорошо – мастера становятся всемирноизвестными, с другой – плохо, потому что Беларусь теряет часть культурного наследия.
Ведущий 1. А что касается Александра Ивановича, то слава, известность и признание нашли его не только за пределами, но и в нашей стране... Да и не их искал художник, просто ему было что сказать людям. В жизни он был удивительным человеком. Скромный, тактичный, романтик с тонко чувствующей душой, человек, которому присуще мягкое чувство юмора. Все это в нем прекрасно уживалось и сливалось в уникальный конгломерат совершенно нестандартной личности.
Ведущий 2.
В семье мастера выросли дочь Ирина и сын Вячеслав, подрастают четверо внуков. Александр Иванович старался привить им чувство прекрасного. Говорят, талант передаётся из поколения в поколение, но в своих детях он не видел художников-профессионалов. Однако в настоящее время дочь Ирина пишет картины и выставляется за рубежом в галереях. И говорит: «Как будь-то, папа с небес посылает мне заряд творческих идей».
Ведущий 1. Сын Вячеслав не менее талантливая личность: музыкант, композитор, певец, продюсер, также получивший от отца первые азы по созданию скульптурных композиций. Отец старался формировать и развивать в детях чувство прекрасного. Благодаря сыну люди имеют возможность познакомиться с творчеством мастера. В знак благодарности и памяти многие работы, оставленые Александром Ивановичем в первоначальной стадии, т. е. в пластилине, гипсе были переведены из мягкого материала в бронзу. А вот у своей внучки Виктории Александр Иванович сразу рассмотрел талант художника. Свидетельство тому, - как умело получаются фигурки в руках девочки. Он был уверен, что учить рисовать маленьких детей нельзя до определенного возраста, потому что они должны рисовать так, как видят этот мир сами.
Ведущий 2. А сейчас, мы предоставляем слово Вячеславу.
- Вячеслав, вы были близки с папой, каким он был отцом?
- Какие самые ценные на ваш взгляд черты характера и творческие качества отца вы бы отметили?
- Отцовско-сыновья близость как-то помогла вам в вашем становлении?
Ведущий 1. Александр Иванович имел огромный творческий потенциал и желание работать, но, к сожалению, тяжелая болезнь не дала осуществиться всем замыслам. В возрасте 59 лет, 24 мая 2011 года его не стало.
Ведущий 2. Нашему городу повезло, что здесь родился, вырос и жил замечательный человек, талантливый скульптор. Его произведения будут еще долгие годы доставлять эстетическое удовольствие любителям прекрасного.
Ведущий 1. Большое спасибо ему за его труд. Низкий поклон ему за его талант и проникновенную душу, без которой сам талант не выдал бы столь оригинального диапазона творчества.
ЧТЕЦ: