(сценарий вечера-реквиема, к 75-летию со дня Хатынской трагедии)
(К мероприятию рекомендуется книжную выставку.)
Ведущий 1.
Каждый из нас знает - жизнь постоянно меняется, она наполняется событиями, переживаниями, впечатлениями: радостными и грустными, добрыми и печальными. Из отдельных человеческих судеб строится история народа, история страны.
Ведущий 2.
История Беларуси полна тяжелых и страшных страниц, но какие бы беды не приходили, они не могли сломить характер и силу духа нашего народа. Давайте мысленно пройдем по тропе истории Великой Отечественной войны, героическому подвигу нашего народа. Эта тема отзывается болью в сердцах многих людей, так как она оставила после себя осиротевших детей, покалеченные молодые судьбы, сожженные деревни и города, много невинных жертв. Пройдет время, но не стереть из памяти тяжелые годы войны, которая обошлась для белорусского народа очень дорогой ценой.
Ведущий 1.
Память – это единственное, что остается с нами, и чем мы можем отблагодарить не вернувшихся с войны и погибших в годы военного лихолетья. Они погибли ради нас, ныне живущих, и теперь достойны вечной славы, вечной памяти. Есть в истории страны события, над которыми не властны ни времена, ни человек, ни повседневная суета. Пройдет 60, 70, 100 лет, но память людская навсегда сохранит их подвиг.
Ведущий 2.
Мировая история не знает примеров такого целенаправленного геноцида, какой довелось пережить в годы Великой Отечественной войны, когда целым народам было предписано уничтожение, города стирались с лица земли и деревни сжигались дотла вместе с людьми.
Ведущий 1.
В этом году исполняется 75-лет со дня трагедии в Хатыни. Название этой белорусской деревни значилось когда-то только на картах-десятиверстках и, кроме жителей соседних сел мало кому было известно.
Ведущий 2.
Сегодня Хатынь знают во всем мире, само слово «Хатынь» стучит пеплом в сердца миллионов людей. Хатынь стала символом безмерных испытаний белорусов, является олицетворением несколько сотен белорусских деревень, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями. Хатынь – это суровая народная память. Хатынь – это безмерная людская скорбь…
Чтец.
Все, кто здесь пройдёт, отдаст поклон
Чёрным трубам из земли торчащим.
Изверги согнали стариков,
Малых деток, женщин не щадили.
Нёсся жуткий плач со всех сторон,
То сжигали тех людей живыми.
Едкий дым всё горло им сжимал.
Дети, женщины в огне метались,
И повсюду, крик и стон стоял.
Это люди в пепел превращались.
Ведущий 1.
Солнечный мартовский день 22 марта 1943 года оказался последним для Хатыни. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Отряд карателей внезапно ворвался и окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора.
Ведущий 2.
Все население Хатыни от мала до велика - стариков, женщин, детей - выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими детьми и младенцами. Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах. А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминуемую беду, потому так прижался к ее груди, притаился под платком.
Чтец. (Стихотворение читается на фоне музыки “Слёзы Хатыни” )
Ах, горюшко, горе, сыночек родной!-
Сухими губами шептала, -
А может, не станут они над тобой
Глумиться? Ты прожил так мало!
Не видел, как вишня весенней порой,
Как груша в саду расцветали;
Не слышал, как трубно кричат журавли,
Как годы пророчит кукушка,
Не знаешь ты запахов талой земли
И теплой коры на опушке;
Ни разу еще не промчался верхом
За ветром вдогонку в ночное,
Не ел, согреваясь под осень костром,
Печеной картошки с золою.
Ну хоть бы одни истоптал сапоги,
Прочел бы хоть первую книжку…
Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!
Спаси не меня – так сынишку.
Ведущий 1.
Нет! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он. Восьмилетняя Лена Яскевич, заметив карателей на улице, через окно выскочила во двор. Вначале спряталась во дворе, а потом решила побежать в лес, чтобы предупредить отца. Вот уже и лес рядом, но ее заметили фашисты. Немецкие пули не смогли догнать девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял на глазах обезумевшего от горя отца. Умерла Лена у него на руках. Он положил ее возле куста ракиты, а сам с топором ринулся на фашистов. Но тренированные профессиональные убийцы, скрутили Ивана Яскевича и поволокли к сараю…
Ведущий 2.
Две девочки - Мария Федорович и Юлия Климович чудом спаслись и доползли по серому весеннему снегу к лесу. Обожженных, еле живых их подобрали жители соседней деревни Хворостени. Однако девушкам спастись не удалось, так как и эту деревню вскоре постигла участь Хатыни.
Ведущий 1.
Все остальное население деревни оказалась в злополучном сарае, фашисты заперли двери, обложили здание соломой, облили бензином и подожгли. Деревянные стены мгновенно загорелись. В дыму задыхались и плакали дети, а взрослые пытались спасать их. Под напором десятков человеческих тел двери не выдержали и рухнули. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, а тех, кто пылающим факелом вырывался из огня, расстреливали в упор. В тот же день в эту жуткую братскую могилу легло еще 149 человек, которые заживо сгорели в огне.
Чтец.
А жить им хотелось. А жизнь так манила,
Все в небо ушло, черным облаком сплыло,
Остались на годы в военных туманах
Одни только печи на мертвых полянах.
Оплакали ветры и ливни те печи,
Трубы которых – как скорбные свечи.
Ведущий 2.
Хатынская земля омылася кровью, вздрогнула от людских страданий.Только двое мальчиков из тех, кто находился в амбаре, остались живы. Виктора Желобковича спасла смертельно раненая мама. Она крепко держала за руку семилетнего сына, и падая, прикрыла его собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Так она дважды подарила сыну жизнь. Второй мальчик, двенадцатилетний Антон Барановский, был ранен в ногу разрывной пулей и гитлеровцы посчитали его мертвым. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень, а после войны ребята воспитывались в детском доме.
Ведущий 1.
Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии - 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский, который чудом выкарабкался из-под обломков пылающего сарая к умирающему, прошитому пулями сыну. Потеряв сознание, он уже не видел и не мог увидеть, как догорал сарай, как догорали в том сарае дети, догорали их отцы и матери, деды и бабушки. Догорала жизнь Хатыни.
Ведущий 2.
Обгоревший и израненный он пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел и своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь - Непокоренный человек», который в бронзе предстал с мертвым сыном на вытянутых руках. В этих его руках все - и грусть, и трагизм, и безграничная воля к жизни, которая дала белорусам возможность выстоять и победить ...
Чтец.
Молчу и плачу в этот миг.
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик.
Над белой - тишиной Хатыни
Могильный здесь царит покой.
Не пахнет сеном и пенькой,
Не слышно шума старых лип –
Лишь ветра всхлип
Да прясла скрип.
Там стал семейным склепом каждый дом,
Долиной смерти стало поле;
Там делается каждый шаг с трудом,
А сердце ранено так больно.
Ведущий 1.
Сегодня ни на одной самой подробной карте не найти этой деревни, но густой автомобильный поток с утра до вечера мчит по Логойскому тракту, направляясь к лесной развилке с шестью огромными пепельно-серыми буквами - Хатынь.
Исчезла Хатынь с лица земли, заживо сгорели ее жители. Но как памятник непокоренному народу, как вечная скорбь о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, поднялся из бетона и гранита мемориальный комплекс «Хатынь». Торжественное открытие этого памятника состоялось 5 июля 1969 года. Сегодня мемориальный комплекс «Хатынь» является архитектурно-художественным сооружением с мировым именем.
Чтец.
Над Хатынью звон и тишина.
Трубы вместо изб. И воздух стылый.
Длинная бетонная стена –
Монумент над братскою могилой.
Вдоль Хатыни – каменный плетень.
Средь Хатыни – мраморная крыша.
Здесь стоял сарай. И по сей день
будто крик детей горящих слышен.
Нет Хатыни. Всё – сплошной погост.
Только вместо церкви с образами
Здесь – кузнец Каминский во весь рост
С каменно застывшими глазами...
Над Хатынью звон колоколов.
Тихий перезвон, как стон берёзы...
Помолчи, наш гид... Не надо слов...
Что слова, коль подступают слёзы...
Ведущий 2.
Комплекс имеет планировку бывшей деревни и состоит из отдельных фрагментов. В центре возвышается бронзовая скульптура непокоренного человека с убитым мальчиком на руках. Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Черные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно рассказывают о разыгравшейся трагедии. Клинообразная дорога из белого мрамора, напоминает о последнем пути жителей Хатыни. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый бетонный венец сруба, а внутри– обелиск в виде печной трубы, увенчанный колоколом, а на обелиске – мемориальная плита с фамилиями и именами заживо сожженых хатынцев.
Ведущий 1.
Трогает душу каждого наказ мертвых к живым выбитый на братской могиле из белого мрамора:
Люди добрые, помните:
любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие.
Мы сгорели живыми в огне.
Наша просьба ко всем:
пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,
чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.
Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!
Ведущий 2.
Особенно волнует сердце открытая перед каждым домом калитка, которая словно ожидает своих хозяев. Но они не вернутся сюда никогда. Вместо них нескончаемым потоком идут и идут люди, чтобы поклониться праху погибших. Грустно и вместе с тем величественно, днем и ночью, в ветер и непогоду, 26 колоколов звонят над бывшей деревней.
Чтец.
Хатынь! Хатынь! Хатынь!
Я слышу,
Как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой! Замри! Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной...
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить все это лишь войной
Я не могу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой,–
Он кровью человеческой полит...
Кто будет там - не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет...
Стонет! В краю лесов и плодородных нив
Колокола звонят... Их эхо стонет
В высоком поднебесье.
Стой! Застынь! Перед тобой – ХАТЫНЬ!
Ведущий 1.
Завершает мемориал площадь Памяти, в центре которой растут 3 березы, символизирующие жизнь. А на том месте, где могла бы быть четвертая, молча полыхают багровые языки пламени вечного огня.
Ведущий 2.
Над серой трубою,
над мемориальным гранитом
Колотится колокол
эхом войны незабытым.
Пусть Вечный огонь,
что зажжен в безутешной Хатыне,
Как всходы, как небо,
пылает зеленый и синий.
Пускай это полымя житом и жарким, и спелым.
Поклонится в ноги дворам ее окаменелым,
Порогу холодному, всей обезлюдевшей хате.
Пусть горе, уснувшее в камне, проснется в набате.
Ведущий 1.
Со дня открытия мемориала тысячи людей побывали в Хатыни, но людской поток к этому священному месту не прекращается никогда. Сюда идут те, кто был осужден немецким фашизмом на смерть, кто был осужденный не родиться, но отстоял свое право жить. Сюда приезжают многие люди, которые хотят душой и сердцем почувствовать боль трагедии, чтобы осознать ужасную жестокость, которую приносит с собой война.
(Звучит песня "Хатынь"(сл./муз.- А.Наволоцкий)
Ведущий 2.
Хатынь – это лишь одно из тысячи мест, земля которых впитала в себя слезы и кровь ни в чем не повинных людей. Другим примером такого места на Каменецкой земле может служить припущанская деревня Лески. Давайте вместе вспомним события, той страшной трагедии, что разыгралась недалеко от нас.
Ведущий 1.
В военное время, в лесу около деревни Лески был организован партизанский отряд имени В.П.Чкалова, который немцы любыми средствами хотели окружить и уничтожить, но это им не удалось. Именно поэтому фашисты и решили отыграться за свои неудачи на мирных жителях деревни, которых немцы затем уничтожили за связь с партизанами.
Ведущий 2.
Накануне кровавой операции всех солтысов обязали подготовить повозки, организовать мужщин с лопатами. О цели этих приготовлений никто не догадывался. Только утро 4 мая 1943 года принесло тревожные вести, когда каратели окружили деревню и приказали не выпускать животных, а всем жителям оставться дома. В тревожном ожидании замерла вся деревня. Никто из сельчан не мог подумать, какая участь их ожидает. По приезду карательного батальёна поступил приказ выйти покинуть свои дома. После чего женщин с детьми погнали в сарай, а мужщин в начальную школу. Никто не знал, что на другом конце деревни уже была выкопана огромная яма.
Ведущий 1.
С гордо поднятыми головами шли на смерть люди, только дети дрожащими руками цеплялись за матерей. Однако и это не остановило варворов. Кто мог сам выйти к выкопанной яме, того зверски расстреливали. Фашисты не пощадили ни восьмидесятилетнено старика ни трёхмесячного Стёпку, которого бросили в яму живым, как и остальных детей. А бедные матери сами бросались в эту общую могилу за своими детками. Мальчик Саша Лебедич вырвался и хотел убежать, но немецкая пуля догнала его.
Чтец.
Крадется ночь на лапах тишины,
Прохладою с речушки мелкой тянет.
Навечно тут в земле погребены
Все хуторские мирные крестьяне.
А им бы жить да жить, своих детей растить-
И вдруг…
Свежеоткрытая могила…
Такое горе не надо позабыть,
Такое зверю даже не под силу…
В бессилии своем озлобленный злодей
Над матерью глумился, стариками
Даже грудных он не щадил детей…
Такое не забудется веками!
А как же тот, кто чудом уцелел?
Кошмары-сны и сердце не в покое,
Убитый скорбью весь он поседел…
Веками не забудется такое!
Ведущий 2.
В той трагедии чудом удалось выжить только одному свидетелю того страшного события – Александре Гарпинчик. Восьмилетняя девочка сама не знала как стоя на краю злополучной ямы, она отскочила от увиденного ужаса и оказалась возле семьи солтыса, которую немны не тронули. Солтыс Калистрат Гук с семьёй спешно покидал деревню. Когда немец стал переписывать эту семью, то заметил, что один ребёнок лишний, но махнув рукой сказл: “Пусть живёт…” Так Александра Гарпинчик чудом вырвалась из лап смерти. Её довезли до Шорошова, где девочку приютили чужие люди, а после войны её нашла тётя Прасковья Фёдоровна Дмитрук. То что довелось увидеть и пережить маленькой свидетельнице этой кровавой рассправы осталось в памяти на всю жизнь.
Ведущий 1.
Когда последняя повозка с награбленным добром покинула деревню, немцы подожгли дома, а те кто остался в домах, были сожжены в них же. Каратели оставались в деревне до последнего, чтобы никто не вышел из огня и не поднялся из ямы, чтобы не расскрыли их варварства и подлое лицо фашизма.
Это была сташная расправа, в ходе которой погибли 216 человек в том числе 89 детей, сожжено 54 усадьбы, стёрта с лица земли деревня Лески. Только аист не захотел покидать сожжённое жилище, свил гнездо на оцелевшем кресте, что и послужило добрым знаком - вернулась с немецкого рабства местная молодёжь и на пепелище возродила родную деревню.
Ведущий 2.
Для увековечивания памяти погибших в 1960 году, на небольшой поляне, у самого леса, установлен обелиск, а в 1987 году – новый памятник, где на огромной четырёхугольной бетонной плите выбито множество фамилий и имён, притягивает взгляд барельефное изображение лиц, которые смотрят как живые. Там и старики, и женщины, и дети…Все они здесь, в этой земле.
Чтец.
Погибшие живут среди живых,
Ушедшие ушли, чтобы вернуться,
Во всех сердцах, во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются.
Забыть их – значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей.
И не чугун, не бронза, не гранит,
А память поколений их хранит
Вот почему посмертно они живы!
Ведущий 1.
Лески – это незаживающая рана беловежского края, наша невысказанная боль. Сожжённые деревни живут не только в народной памяти, о них пишут стихи и поэмы, снимаются фильмы, чтобы человечество помнило о смертельной угрозе, которую оно избежало. События той страшной трагедии в Лесках нашли побробное отражение в стихотворении Нины Горегляд “Боль мой - Лескі”.
Чтец.
У весну так многа пралесак
Ля вёскі зялёнай Лескі.
Дрыжаць на пялёстках росы.
А мо то людскія слёзы?
…На досвітку спала сяло.
А бусел кружыў над жытлом.
Прынёс ён чорную вестку:
Спаліць хочуць немцы Лескі.
У клёкаце столькі тугі,
А вёску ў тры ланцугі
Ужо карнікі ацапілі…
Сны добрыя людзі снілі.
Ды быццам сабакі ў хаты
Уварваліся злыя каты.
Старых і малых хапалі,
Да школы, да клуні гналі.
Тут прорвай ужо яма зіяла.
Крывавых ахвыр чакала.
На край людзей фрыцы пхалі,
Па спінах, галовах стралялі.
Ад крыку хісталася неба.
Дзяўчынка маліла: “Не трэба!”
Малую матуля прыкрыла,
Ёй грудзі куля прабіла.
Клаліся штабелямі
Целы ў крывавай яме.
Забойцы ж гучна іржалі:
У душах звяроў няма жалю…
Так вёску Лескі-партызанку
Забілі немцы ўранку.
Распятую – спалілі…
Абгарэлі ў бусла крылы.
Пачарнелі ўсе пралескі.
Дзе вы Лескі? Зніклі Лескі.
У жалобе сонца нізка.
Гоніць попел ужо вятрыска.
Ля дарогі вярба стыне.
Лескі, Лескі – лёс Хатыні…
А ўсё ж з мёртвых вёска ўстала,
Не прапала, не прапала.
Ведущий 2.
Сегодня мы приоткрыли одну из самых страшных страниц истории Великой Отечественной войны. Мы, живущие, должны помнить какой ценой завоевано счастье и быть благодарны тем, кто подарил нам мир.
В память о каждом четвертом погибшем давайте помолчим.
(Звучит песня «Молитва» в исполнении ВИА «Песняры».)
Составитель: Данилюк И.В.
Редактор: Хухлаева Л.А.