Вход Регистрация
О насБиблиотека
детям
Читателям Филиалы Информационные
ресурсы
Новости
и события
Методическая
копилка
Краеведение Контакты Гостевая
книга
ПЦПИ
Каменец – путешествие во времени

Сценарий акции «Библионочь» 

   К мероприятию оформить книжные выставки “Евреи – известные писатели и поэты” и “Проза еврейской жизни” (об истории жизни еврейского народа), фотовыставку “Их наследие вокруг нас” (об архитектурном наследие евреев в Каменце), художественную галерею “Простые евреи глазами художника” (репродукции картин), выставку артефактов (дрейлов - четырёхугольных волчков, с которыми играли дети во время еврейского праздника Ханука («ханукальный волчок») и номера еврейского дома). Организовать работу лавки “У Пехаса Каляцкого” и “Корчмы у Моисея”.    

ЧТЕЦ:    
Есть в Беларуси, сердцу милой,
Уютный, тихий островок,
Что не найти на свете краше.
Наш Каменец, наш городок…
Для всех родной, один любимый,
Второго нет и не сыскать.
Он обожаем всеми нами.
И по-другому не бывать.
Опрятный, чистый, весь домашний
В разлете улиц он своих.
Наш Каменец. Ну что тут скажешь?
Здесь много близких и родных.
Здесь храм стоит, прекрасный, белый,
Собою небо подперев.
Под золочеными крестами
Рождает благостный напев.
В веках над городом на страже
Взметнулась башня, глядя ввысь.
Как исполин, стоит громадой,
Сурово смотрит сверху вниз.
То есть наш град у Беловежья.
Здесь мы рождаемся, живем,
Приняв и сердцем, и душою,
Его мы Родиной зовем.   (Ю. Дорохов) 

Ведущий 1. Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады видеть вас.
Ведущий 2. Добрый вечер! Мы пригласили всех вас к нам в библиотеку принять участие   в акции Библионочь «Каменец: путешествие во времени», приуроченную ко Дню библиотек Беларуси.
Ведущий 1. На один вечер обширная культурно-досуговая программа, подготовленная сотрудниками Каменецкой центральной районной библиотекой им. В.М. Игнатовского, позволит вам на несколько часов переместиться в прошлое.
Ведущий 2. Сегодняшнюю встречу мы начали стихами Юрия Дорохова, в которых он передал свое отношение к родной Каменецкой земле.
Ведущий 1. Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями.
     У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Ведущий 2. И сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие во времени, перенесёмся в довоенный Каменец. Что это был за поселок? Что представляли собой каменчане, как они жили, чем занимались? Сегодня обо всем этом мы с вами постараемся узнать более подробно.
Ведущий 1. Из достоверных источников известно, что в городе Каменце к началу Второй мировой войны проживало 5 тысяч жителей из них 4200 или почти 83% населения евреи. Кто такие евреи?

Выступление библиотекаря 

Ведущий 2. О евреях в Каменце первый раз упоминается в 1500 г. К середине XIX века большинство населения местечка – это евреи. Все они объединялись в кагал, т.е. общину. Основные занятия евреев – торговля, аптекарское дело. Кроме того, они занимались ремеслом, врачеванием или же владели мельницами. Нередко панство доверяло предприимчивым евреям управление хозяйством, с чем они прекрасно справлялись.
Ведущий 1. В Каменце действовало шесть синагог. Одна из них, сохранившаяся до наших дней, так называемая Большая, Дер-Мейер, построена в конце XVIII – начале XIX вв.
С началом 2-ой Мировой войны размеренная жизнь евреев в Каменце закончилась. Сначала советская власть закрыла синагоги, отменила частную собственность. А во время оккупации немцами было создано гетто, где люди выполняли самую тяжелую работу, а малейшее неповиновение тотчас наказывалось физической расправой. Некоторые евреи смогли сбежать, во многом благодаря содействию местного населения.
Те евреи, которые остались в живых после той чудовищной войны, эмигрировали за границу: в Израиль, США, Австралию, Южную Америку. В Каменце сегодня нет евреев, но некоторые эмигранты время от времени навещают свою родину.
Ведущий 2. В Каменце сохранились дома и постройки, некогда принадлежавшие евреям. Вернемся в прошлое нашего города и совершим виртуальное путешествие по Каменцу.

Электронная презентация «Жизнь евреев в местечке Каменец-Литовск»

Ведущий 1. Еврейский народ от природы музыкален. Невозможно представить ни один еврейский праздник без зажигательной «Хавы нагилы» и «Фрейлейхс»
или «Семь сорок», как мы привыкли называть это произведение. Также трудно представить состоятельную еврейскую семью без кудрявого черноглазого мальчика со скрипкой.
Сейчас в исполнении преподавателей Каменецкой детской школы исскуств прозвучит несколько мелодий.

Выступление К. Тыхнюк, преподавателя школы искусств - звучат еврейские мелодии

Ведущий 2. Всё, что мы знаем о евреях Каменца, мы знаем благодаря работам местных краеведов. Георгий Мусевич написал книгу «Народ, который жил среди нас».
     Местный краевед Андрей Осташеня продолжил работу Георгия Мусевича. О своей краеведческой работе, о том, как к нам попала книга Ехезкеля Котика, расскажет Андрей Осташеня.

Выступление А. Осташени

Ведущий 1. Чувство юмора – одна из главных национальных черт евреев. В любом литературном произведении еврейского автора Вы найдете целые россыпи шуток, анекдотов, ироничных высказываний (часто о себе). Давайте и мы посмеёмся над еврейскими анекдотами.

Разыгрываются анекдоты

Ведущий 2. Евреи учат весь мир, что здоровый смех над собой возвышает человека над суетой дней и является причиной жизнестойкости. И попробуйте тут сказать что-то в упрек — просто-напросто не получится! Евреи были, есть и будут, а это значит, что у них всегда будет повод продлить нам жизнь.

Ведущий 1. Считается, что еврейский народ – самый мудрый, так как истоки его познаний идут от самого Бога. О мудрости «детей Моисея» веками складывают легенды – и это совсем неспроста, их проницательности и остроумию действительно стоит поучиться.
     У каждого народа – свое видение мира, и лучше всего это проявляется в пословицах и поговорках. А знакомясь с различными культурами, их менталитетом и чувством юмора, мы начинаем лучше понимать и свою культуру.

"Еврейская мудрость" (еврейские пословицы и поговорки) звучат в исполении сотрудников ЦБ
1. Разлука — враг верности
2. Бедняк постит, не глядя в календарь
3. Лучше некрасивую жену для себя, чем красавицу для другого
4. Мать разумеет дитя без слов
5. Когда не умеют писать, говорят, что перо плохое
6. Не накликай на себя горе — это сделают другие
7. Старея, человек видит хуже, но больше
8. Еще не влез на коня, а уже говорит «но»
9. Если рот не раскроешь, муха не залетит
10. Десять друзей вроде бы мало, а один враг — много
11. Сетями ловят птичек, а подарками — девушек
12. Бойся козла спереди, коня — сзади, дурака — со всех сторон
13. Лучше плохая заплатка, чем хорошая дырка
14. Еще не родился конь, на котором можно догнать свою молодость
15. Если бы псалмы были лекарствами, то они продавались бы в аптеке
16. Негодяя не учи, а проучи
17. Возле полного воза можно и пешком походить
18. Опьянел от вина — протрезвеешь, опьянел от женщины — уже трезвым не будешь
19. Один отец прокормит десять детей, а столько же детей не прокормят и одного отца
20. Если шофер верит в бессмертие, то жизнь пассажира в опасности
21. Коня подгоняй не кнутом, а овсом
22. Еврей всегда отвечает наоборот: говорят «мир вам», отвечает «вам мир»
23. Никому не завидуй: у каждого своя порция горя
24. Лучше раньше умереть, чем позже сдохнуть
25. Отмыть можно тело, но не душу
26. Знай, что если ты заглядишься на чужую белую халу (булку), ты можешь потерять свой собственный кусок черного хлеба
27. Какое «доброе утро» — такой и «добрый день»
28. Сначала измени себя, потом меняй других
29. Бог не пошлет калачи, если лежать на печи
30. Идёшь на день , бери хлеба на неделю

Ведущий 2. Семья – базовый элемент еврейского местечка, причем, как правило, семья была многодетной. Возможно, это было связано с высокой смертностью в средневековье, но это было и еврейской традицией. Местечко с уважением относилось к многодетным семьям, а в самих еврейских семьях к детям всегда относились с большим вниманием и добротой. Отец в семье являлся высшим авторитетом, хотя все дела, связанные с домом, ложились на жену. Муж либо проводил время в совершенствовании своих религиозных познаний, либо занимался ремеслом или торговлей. Функции матери были обширны – от рождения детей, ухода за ними, их воспитания до содержания семьи, если муж полностью посвящал себя молитвам. В силу сказанного, женщина не была обязанной уделять религии столько времени, как мужчина. Нравственным долгом родителей была подготовка детей к самостоятельной, взрослой жизни. Но, и дети должны были относиться к родителям с максимальным почтением и поддерживать их в старости. Детей приучали милосердию к окружающим и помощи им. Воспитание в семье было направлено на соблюдение и уважение еврейских традиций, уважение к авторитетам общины, к учителям и наставникам.
       Почему еврейских детей учат играть на скрипке? Ответ на этот вопрос вы узнаете, послушав притчу. 

Библиотекарь зачитывает притчу

   Мудрая притча:
Почему еврейского мальчика учат играть на скрипке   (Анна Валентиновна Кирьянова,  психолог, писательница)                                                                             
   Когда я была совсем юной, один друг моего папы, очень пожилой и очень умный профессор-психиатр спросил, куда я буду поступать. Я ответила, что на философский факультет. И этот мудрый человек сказал:
   Знаешь, девочка, я еврей. И я тебе расскажу, почему еврейского мальчика учат играть на скрипочке. Конечно, хорошо, когда он умеет играть на рояле. На виолончели. Или вот на арфе. Это замечательно. Но, когда начинались погромы, выселение и войны, мальчик брал свою скрипочку под мышку. И ехал, плыл, бежал и карабкался с нею. Вставал и падал.
   А потом, в хорошее время, он снова играл на своей скрипочке и имел свой кусок хлеба.
   Так вот: рояль, арфа или вот громоздкий тромбон – это образование. Профессия. А скрипочка – это ремесло, которое будет тебя кормить. Где бы ты ни был, и что бы ни случилось. Поэтому, кроме образования, надо иметь ремесло. Практические, так сказать, навыки. Свою скрипочку. На которой надо виртуозно играть.    Лучше всех. И она тебя прокормит и поддержит в самые трудные времена.

  Выступление скрипача

Ведущий 1. Искусство приготовления пищи знакомо человечеству с незапамятных времен. Национальная еврейская кухня по праву считается одной из наиболее древних.

       В течение нескольких тысяч лет список рецептов и специальных правил бережно охранялся и передавался от одного поколения еврейского народа к другому.

 Ведущий 2.Самая главная особенность, без чего и всей еврейской кухни просто бы не было,– это соблюдение основных религиозных правил подбора и приготовления продуктов – правил Кашрута.  В каком бы месте не оказывались представители этого народа, основой ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи для них всегда оставались религиозные законы питания.

·         У евреев разрешенная (кошерная) и запрещенная (трефная) пища.
·         У кошерных животных два признака: они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы, козы.
·         Запрещены: свинина, конина, крольчатина
·         Все земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, насекомые и т. д., и т. п. в пищу строжайше запрещены. Воздержитесь!
·         Единственное исключение из этого правила – мед. Он кошерен, хотя и является продуктом жизнедеятельности насекомых – пчел.
·         Рыба и морские обитатели. Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака. Икра кошерных рыб также кошерна..
·         Так, кошерной является красная икра. А вот чёрная (осетровая) икра – некошерна.
·          Едят только домашних птиц, о кошерности которых известно из традиции.
·        Мясное и молочное нельзя смешивать.
·         Мясную и молочную пищу, по законам кашрута, готовят отдельно, зачастую на двух разных плитах. В доме верующего еврея обязательно имеется два набора посуды – для мяса и для молока. И даже хранят мясную и молочную посуду отдельно.     

Ведущий 1. В Каменце было популярным интересное социальное явление – шабес-гой – это не еврей (гой), который подрабатывал у них по субботам (шаббат). Собственно, это и был момент пересечения наших культур, в частности заимствование у них кулинарных традиций. Что любопытно, многие блюда, которые мы считаем исконно «белорусскими», на деле оказываются позаимствованы из еврейской кухни…
Ведущий 2. Евреи питались разнообразно, но при этом имелись некоторые особенности. Например, наиболее распространённый способ термической обработки продуктов была варка, жарение использовалось редко; компоты не употреблялись, потому что предпочтение отдавалось сырым фруктам; хлеб ели только белый и часто употребляли лук и чеснок.
Ведущий 1. Классический пример: популярная «замостовская селёдка»: маринованную сельдь с луком поливают подсолнечным маслом и посыпают сахаром. Блюда-закуски: канапки, бутерброды на скорую руку…. В приготовленный классический, уже остывший борщ, добавляют мелкие куски селёдки или крупно нарезанные груши. Крупник: перловка, лук, морковь, картофель, грибы и голова селёдки.
Ведущий 2. Владимир Васильевич Гниломёдов в романе «Улiс з Прускi» упоминает про «фишбульбэ»: картошка, приготовленная с перцем и луком, принимает вкус рыбы. Праздничное блюдо «шабас» из книги «Мои воспоминания» Ехезкеля Котика готовилось долго, но без серьёзных усилий – в пятницу вечером перловка с мясом ставилась на ночь в прогоревшую печь. А в субботу, после посещения синагоги, это была первейшая еда.
Ведущий 1. Интересна методика приготовления всевозможной выпечки, в частности, булочек. Мы обычно ставим замешенное тесто в тёплое место и ждём, когда оно поднимется, определяя это на глаз. А еврейские хозяйки тесто маленькими кусочками (как-раз по норме одной булочки) кидали в ёмкость с холодной водой. В момент «созревания» тесто само всплывало на поверхность, оставалось только выловить и закинуть в печь.
    После всех этих рецептов вам наверное захотелось кушать?
Ведущий 2. Дорогие друзья! Сегодняшняя наша встреча подошла к концу. Мы всего лишь ненадолго заглянули в далекое прошлое нашего города. За такое короткое время невозможно узнать много. Но мы надеемся, что эти неизвестные странички истории вас заинтересовали.
Ведущий 1. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Чтец :
О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе,
Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Ведущий 2. А теперь, дорогие друзья, приглашаем Вас подняться на второй этаж нашей библиотеки, там работают еврейские лавки. И там вы сможете познакомиться с традиционной еврейской кухней.

Литература:
1.     Мусевич, Г. С.  Народ, который жил среди нас /  Г. С. Мусевич. - Брест, 2009. - 96с. 
2.     Мусевич, Г. Рассказы из жизни – о жизни. Легенды моей Каменетчины [Папка]: сборник 1,1. Каменец, 1991-2012. – с. 333 - 362.
3.     Мусевич, Г. С. Мой город / Г. С. Мусевич. - Каменец, 1996. 25 с.
4.     «Каменец и окрестности» - городской портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.kamenets.by. – Дата доступа : 28.07.2019г.
 

  Составитель:                                        С. Г. Супрунович

© 2011. Каменецкая центральная районная библиотека им.В.М. Игнатовского