Православная история Каменца
Древняя земля Каменца, который назывался Каменец Руський, Каменец Литовский, теперь просто – Каменец, когда-то была богата православными храмами. Согласно Ипатьевской летописи в 1276г. построен Каменецкий оборонительный столп и на горке «Кладуча» - первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее была возведена церковь Рождества Христова, ещё позже - Воскресения Христова, при ней был открыт мужской монастырь, с 1711 по 1885 год действовала Спасо-Преображенская церковь.
История Свято-Симеоновского храма началась ещё во второй половине 16 века, более 450 лет назад (1562г.). Для его строительства прихожане выбрали холм, который с востока омывался безымянным притоком реки Лесная. 14 сентября в день церковного новолетия, т.е. церковного Нового года был освящён престол во имя Симеона Столпника. Церковь была построена из дерева, имела прямоугольную форму, состояла из алтаря, солеи с клиросом, среднего храма, притвора. Гонтовую двускатную крышу венчала небольшая главка, осиянная крестом.
Отдельно от храма располагалась деревянная, четырёхугольная в плане колокольня. Церковный погост ограждала изгородь из толстых круглых брёвен. К храму вела вымощенная булыжниками дорожка. После утверждения в 1596г. Брестской унии среди прихожан стало насаждаться униатство. Службы проводились на униатский лад. В XVIII в. в приходе Свято-Симеоновской церкви насчитывался 171 двор и 826 прихожан.
29 сентября 1839г. указом Литовской духовной консистории Симеоновский приходской храм был переименован в соборную церковь. В 1865г. к приходу было приписано 3 511 прихожан. В этом же году государственной комиссией было установлено, что собор обветшал и требует капитального ремонта. 50 тыс. золотых рублей на его строительство и ремонт башни выделил император Николай II по ходатайству настоятеля Льва Паевского. Но только в 1912г. началось строительство новой кирпичной церкви на месте старой, деревянной.
Все заботы по строительству легли на плечи настоятеля о. Константина Тарановича. Весной 1914г. новый храм высился во всей своей красе, а его престол (как и престол деревянного храма) освящён 14 сентября во имя св. Симеона Столпника. Рождение новой церкви пришлось на начало Первой мировой войны. Народ стал отъезжать в беженство, церковь закрылась.
И только после возвращения людей из беженства в храме возобновились богослужения. Он стал приукрашаться, пополняться богослужебной утварью, книгами.
5 мая 1924г. церковь вновь была освящена Его Преосвященством Преосвященнейшим епископом Полесским и Пинским Александром.
В годы Великой Отечественной войны многие церкви были сожжены, эта участь Свято-Симеоновскую церковь, слава Богу, миновала. За её деятельностью в 1941 – 1944гг. следили оккупационные власти.
В послевоенный период наметилось оживление в духовной жизни. Этому способствовали Постановления Советского правительства по вопросам Православной Церкви, предоставление церковным приходам юридических прав. Вместе с тем за деятельностью церкви наблюдали уполномоченные по делам Русской Православной церкви.
В 1944г. государством были экспроприированы (изъяты, конфискованы) сами церкви, церковные земли, имущество, иконы, богослужебная утварь. Согласно договору между местными властями и церковными общинами церковное имущество передавалось церкви в бессрочное и бесплатное пользование.
Много испытаний выпало на долю церкви в 60-е годы ХХст., когда храмы разорялись, были воздвигнуты гонения, давления и слежка со стороны властей. Но и в эти трудные времена Свято-Симеоновская церковь оставалась духовным центром Каменца, а её священники – заботливыми пастырями.
Свято-Симеоновская церковь является памятником архитектуры ретроспективно-русского стиля.
По своей объёмно-пространственной ком-позиции состоит из четырёх частей: притвора, который заканчивается башней, трапезной, основ- ного храмового объёма, пятистенной опсиды. Главный фасад его составляют высокий, прямоугольный в плане притвор и двухъярусная башня-звонница.
Главный вход в церковь оформлен перспективным арочным порталом, в темпане которого размещено художественное пано с образом Симеона Столпника.
Гордостью церкви является величественный резной трёхъярусный дубовый иконостас с широкими боковыми кивотами.
Иконостас сделан в начале ХХ столетия (привезен из Варшавы со Свято-Александро-Невского собора) на пожертвования прихожанки храма Феодосии Тройчук, усилиями регента Симеона Корнелюка. Богато украшенный иконостас придаёт интерьеру храма триумфальность и монументальность.
Уже 100 лет высоко в небо тянутся 5 увенчанных крестами глав Свято-Симеоновского храма. Он живёт полнокровной литургической и общественно-
церковной жизнью, приводя людей к Богу, утешая их в скорбях, подавая им благодатные силы для укрепления в вере.
В церковных сладких песнопеньях
Средь благодатной тишины
Ты чуешь райские хваленья,
Блаженство ангельской страны.
(Ф. Философов, протоиерей)
Святыни храма
Богато внутреннее убранство Свято-Симеоновского храма. Впечатляет множество икон. Глядя на них, можно, будто в окно, заглянуть в иной – невидимый мир и зримо представить его. Иконы рассказывают о событиях Священной истории и примерах святости, помогают молящимся поддерживать связь с небесным миром. Лики, смотрящие с них, ещё раз напоминают нам о ценностях жизни, вечных и непреходящих. Одной из высокочтимых святынь Свято-Симеоновской церкви является икона Каменецкой Божией Матери. С древних времён она считалась чудотворной.
Образ Каменецкой Пресвятой Богородицы написан князем Владимиром Иоаном ещё в 1268г. (по долгу княжеской власти он ценил и исполнял Закон Божий, укреплял православное государство городами и крепостями. Сам писал иконы, переписывал церковные книги, строил храмы, монастыри, расписывал их) и был подарен в церковь Пресвятой Богородицы. После разрушения церкви (примерно 1865г.) икона Божией Матери перенесена в Рождественскую, Воскресенскую, затем – в деревянную Свято-Симеоновскую церковь.
С этой иконой настоятель церкви о. Лев Паевский просил Николая II средства на реставрацию Каменецкого столпа и строительство нового кирпичного храма и подарил её государю. Николай II икону Каменецкой Божией Матери увёз в Санкт-Петербург. С тех пор её местонахождение неизвестно.
Оставшаяся на Каменецкой земле копия иконы Каменецкой Богоматери древняя. На некоторое время она затерялась в алтаре храма среди других образов. И только в 1998г. копия чудотворной иконы Каменецкой Божией Матери была обретена. По благословению тогдашнего настоятеля храма о. Геннадия, святой образ был сфотографирован и отреставрирован. С 3 декабря 2000г. икона находится на аналое слева от царских врат.
В этом же году была написана увеличенная копия Каменецкой иконы Божией Матери. В канун светлого Христова Воскресения она установлена в резном киоте над иконой Марии Магдалены. Сама икона необычна: внизу её идет узкая полоска с панорамой древнего Каменца, на которой просматриваются Благовещенская, Рождественская или Воскресенская церкви и столп.
На каждом богослужении в Свято-Симеоновском храме прихожане, словно ручейки, притекают к Каменецкой иконе Богородицы, чтобы вознести молитвы, поклониться и приложиться к ней с верой в её чудотворную силу. 15 ноября вошёл в церковный календарь как День Каменецкой иконы Пресвятой Богородицы.
Горячие молитвы возносят прихожане перед иконой Симеона Столпника.
14 сентября – престольный праздник храма во имя Симеона Столпника. Однажды, придя в храм, святой Симеон услышал пение заповедей Блаженств, и в нем зародилась жажда праведной жизни. Он начал усердно молиться и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Решив стать монахом, св. Симеон покинул родитель-ский дом и принял иночество в соседней обители. Он положил начало новому виду подвижничества: «столпни- честву».
Симеон почти непрерывно молился и размышлял о Боге, за что сподобился дара исцелять душевные и телесные болезни и предвидеть будущее.
Особенно почитают в церкви икону св. Панталеимона, Великомученика и целителя. Пантелеимон готовился стать врачом, принял крещение, обратил к вере отца, после смерти которого раздал имущество бедным и стал помогать больным безвозмездно. Это вызвало ненависть других врачей, которые донесли на него императору Максимиану – гонителю христиан. Пантелеимон был схвачен, подвергнут пыткам и казнён. Но и после смерти святой остался заступником и целителем всех больных.
На иконе Великомученик изображён юношей, который держит в левой руке ларчик с лекарством, а в правой – кисточку для помазывания.
С недавнего времени в храме находится икона с частичкой мощей Великомученика и целителя. Она износится из алтаря для поклонения верующих 9 августа, в День памяти св. Пантелеймона. Молитвы болящих, с верой обращённые к нему, приносят облегчение и исцеляют от физических и духовных недугов.
В церкви взгляды прихожан часто устремлены на икону Святой равноапостольной Марии Магдале-ны, она также почитаема в народе.
Мария Магдалена родилась и выросла в г. Магдала на берегу Геннисаретского озера. Она была молода и красива, вела грешную жизнь и впала в беснование. В Евангелии говорится, что Господь
изгнал из Марии семь бесов. Через болезнь Марии Магдалены явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколебимую преданность Господу Иисусу Христу. С момента исцеления Мария начала новую жизнь, стала верной ученицей Спасителя. Мария Магдалена следовала за Господом по городам и селениям с проповедью Царствия Божия, особенно среди женщин.
Благодатной каменецкой земли соприкоснулись крылом святости мученические подвиги во имя Спасителя нашего Иисуса Христа преподобномученика Макария. Святой Макарий родился в 1605г. на Волыни в г. Овруч в верующей семье Токаревских. Ещё будучи юношей, преподобномученик принял иноческий постриг в одном из овручских монастырей, затем был определен в Купятицкий монастырь (Пинский район). С 1637 по 1656 год игумен Макарий был настоятелем Воскресенской обители в Каменце, много сил отдал на создание и развитие монастыря. С 1657г. прмч. Макарий опять служил в Овручском монастыре, посвящён в сан архимандрита. После разорения Овручской обители святой был назначен настоятелем Каневского монастыря.
В Каневе опытный пастырь принял мученическую смерть от иноверцев. Имеются сведения о погребении 8 сентября 1678 года тела святого Макария под алтарем церкви св. Георгия. Мощи мученика долгое время находились в Воскресенской церкви Переяславля, позже на постоянное местопребывание были перенесены в Черкасский Свято-Михайловский собор.
В мае 2013г., ко Дню празднования Перенесения мощей прмч. Макария, частица их была доставлена из Черкасс в дар г. Каменцу. Новонаписанная икона прмч. Макария с встроенной в неё частичкой мощей находится в алтаре Свято-Симеоновского храма.
Прмч. Макарий всю свою жизнь посвятил защите православия и нёс православные знания в народ. Особенно он прославился даром прозрения. Больные и страждущие обращались к нему за помощью.
Исцеляя страдающих недугами, блаженный лечил и души чад духовных, заботился о благосостоянии и моральной чистоте горожан.
По благословению Преосвященнейшего Иоанна, епископа Брестского и Кобринского, на выезде из г. Каменца начнется строительство нового храма в честь игумена Каменецкого прмч. Макария.
Решением Синода Белорусского Экзархата от 3 сентября 2012 года, преподобномученик поминается в пределах Брестской епархии как архимандрит Каневский, игумен Каменецкий, Пинский, чудотворец Переяславский. Память его совершается 5 сентября, 13 мая (перенесение мощей) и в день Собора Всех Белорусских Святых.
Войдя в храм, прихожане кладут поклоны перед иконами, прикладываются к ним, зажигают свечи и надеются, что все святые, которым они молились,
будут молиться о них пред престолом Божиим.
Современная жизнь прихода
В настоящее время Свято-Симеоновский храм встречает прихожан благодатным звоном колоколов, сиянием крестов, благочестивым внутренним убранством. В нем налажена полноценная приходская жизнь. В храме возносятся молитвы к Богу, чудные песнопения, славящие Христа и дарящие радость прихожанам, совершаются таинства крещения, исповеди, причастия, венчания и другие требы.
Работает воскресная школа, действует молодёжное братство в честь Симеона Столпника, создано сестричество в честь святого Великомученика и целителя Пантелеимона.
Духовно-просветительская и социальная работа направлена на оказание помощи Пелищенскому соцприюту, инвалидам, пожилым людям. При районной больнице открыта молитвенная комната, где священнослужители совершают молебны, проходит исповедь и причащение больных.
Духовно совершенствоваться, получить помощь и духовную поддержку прихожане могут в приходской библиотеке, которая работает при храме. Фонд библиотеки насчитывает более 1500 документов православной тематики: книг, периодики, электронных изданий, ими пользуются свыше 100 читателей (число их возрастает с каждым годом).
Учащиеся воскресной школы ежегодно отдыхают в летнем лагере. Храмом организуются паломнические поездки к православным святыням.
Под духовным началом протоиерея Сергия Бурковского ведется не только духовно-просветительская, но и хозяйственная деятельность в приходе. Его трудами достроен церковный домик, позолочены купола, облагораживается территория. Храм постоянно благоукрашается.
В стенах храма люди находят умиротворение, верят в ласку и защиту, духовно обогащаются, получают радостно-ликующее забвение и покой.
Исцеляя страдающих недугами, блаженный лечил и души чад духовных, заботился о благосостоянии и моральной чистоте горожан.
По благословению Преосвященнейшего Иоанна, епископа Брестского и Кобринского, на выезде из г. Каменца начнется строительство нового храма в честь игумена Каменецкого прмч. Макария.
Решением Синода Белорусского Экзархата от 3 сентября 2012 года, преподобномученик поминается в пределах Брестской епархии как архимандрит Каневский, игумен Каменецкий, Пинский, чудотворец Переяславский. Память его совершается 5 сентября, 13 мая (перенесение мощей) и в день Собора Всех Белорусских Святых.
Войдя в храм, прихожане кладут поклоны перед иконами, прикладываются к ним, зажигают свечи и надеются, что все святые, которым они молились, будут молиться о них пред престолом Божиим.
Настоятели Свято-Симеоновской церкви
В Каменецком Свято-Симеоновском храме в разное время служили и покинули важный след священники:
в 1745г. - о. Николай Миронович;
c 1774г. – о. Гавриил Левашкевич
с 1782г. – о. Осодор Маманович;
с 1791г. – о. Иоанн Залешкевич;
с 1794г. – о. Василий Левашкевич;
с 1795г. – о. Григорий Яхимович;
с 1824г. – о. Андрей Яхимович;
с 1825г. – о. Григорий Марьянович;
с 1826г. – о. Иоанн Калишевич;
с 1830г. – о. Александр Зуховский;
с 1835г. – о. Павел Круковский, викарий о. Илларион Марьянович и викарий о. Алексей Яхимович;
с 1837г. – викарий Стефан Бедроницкий и о. Алексей Жуковский;
с 1840г. – викарий о. Фрол Качановский;
с 1845г. – викарий о. Иосиф Кунахович;
с 1852г. – о. Алексей Лечицкий (при нем в приходе создано православное братство в честь Косьмы и Домиана (1 ноября), в котором было 1282 души);
с 1863г. – о. Симеон Будилович;
с 1882г. – о. Иоанн Маркевич;
с 1894г. до начала XX ст.– о. Лев Паевский (был наделен талантом историка, краеведа, археолога и этнографа);
начало XX ст. – о. Константин Таранович (под его духовным началом велось строительство кирпичной Свято-Симеоновской церкви);
1935 – 1937 гг. - о. Иоанн Навродский;
1940 - 1969 гг. - о. Владимир Философов (поэт);
1962 – 1990гг. - о. Алексей Потока (в период гонения на церковь проявил твёрдость духа и сохранил церковь от разрушения и закрытия. При нем поставлены железная ограда и сторожка, построены ступеньки к Храму. Пользовался заслуженной любовью у клириков и мирян);
Конец 80-х – 90-е гг. XX ст.:
о. Алексей Скуловец;
о. Стефан Огиевич;
о. Владимир Корнелюк (1995г.);
о. Евгений Лукашевич (Благочинный Каменецкого Благочиния);
C 1997г. – 2009гг. о. Геннадий Сидорук (под его руководством организована Воскресная школа, вёлся текущий ремонт храма, был добрым наставником на трудном христианском пути), викарий о. Алексей Борзов и викарий о. Андрей Мороз.
С 2009г. и по настоящее время настоятелем Свято-Симеоновского храма является благочинный церквей Каменецкого округа, протоиерей Сергий Бурковский. О. Сергий - человек высокой духовной культуры, 14 лет его жизни связано со служением Господу, пробудил доверие в сердцах прихожан, пользуется авторитетом и уважением; викарий о. Валерий Роговой.
Свято-Симеоновская церковь на полотнах художников-земляков.
Литература:
1. Кулагін, А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі : Энцыкл. давед. – Мн. : БелЭн, 2001. – С. 96.
2. Логашёва, Ю. Покров Перечистой над каменецкой землёй // БЕВ. – 2009. - №4. – С. 38 – 39.
3. Мусевич, Г. Каменецкая икона Богородицы // БЕВ. – 2011. - №3. – С. 55 – 56.
4. Мусевич, Г. Стоит на высоком месте храм-красавец // БЕВ. – 2013. - №3. – С. 71 – 74.
5. Памяць : Камянецкі р-н : Гіст.-дак. хронікі гарадоў і р-наў Беларусі. – Мн. : Ураджай, 1997. – С. 86 – 88.
6. Праваслаўныя храмы Камянеччыны/ Склад. Ю.І. Сахарчук, А.М. Карпішук, Л.А. Бішчук. – Брэст : РИА «Веч. Брест”, 2013. – С. 48 – 53.
7. Художники Брестчины : Альбом-каталог. – Брест. Брестский комбинат “Мастацтва”. – С. 31.