Вход Регистрация
О насБиблиотека
детям
Читателям Филиалы Информационные
ресурсы
Новости
и события
Методическая
копилка
Краеведение Контакты Гостевая
книга
ПЦПИ
Травля в сети, или Кибермоббинг



кибертравля.jpg



      Кибермо́ббинг  (Cyber-Mobbing), а также Интернет-моббинг (Internet-mobbing), кибербуллинг (Cyberbullying) - намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных. Преследование  производится посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями (Instant Messenger, например, ICQ) в социальных сетях, а также через размещения на видеопорталах (YouTube,Vimeo и других) непристойных видеоматериалов, либо посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков) в течение длительного периода времени.

                          Какие дети чаще всего становятся жертвами интернет-травли? 


            Существует определенная группа риска, прежде всего, это социально изолированные дети; дети, имеющие проблемы в развитии; а также дети, чьи семьи находятся в сложной экономической ситуации.
В обзоре исследования, проводившегося с 2008 по 2014 год Ливингстоном и Смитом, сказано следующее: «Дети, подвергающиеся травле офлайн, являются потенциальными жертвами травли в интернете». Любимыми мишенями интернет-обидчиков являются подростки с лишним весом или представители ЛГТБ-сообществ.
        Обидчики и жертвы – это не обязательно две четко разделенные группы. Обидчиками, как правило, становятся те, кто ищет острых ощущений, имеет психологические проблемы, низкую самооценку и хочет утвердиться за счет более слабого соперника, часто это подросток, у которого нет достаточной социальной поддержки. Жертвы кибербуллинга нередко становятся обидчиками. Это своего рода порочный круг.
         Также, как и травля в реальной жизни, интернет-травля не происходит в вакууме. Социальный климат может подпитывать кибербуллинг. В ходе исследования, посвященного кибербуллингу, детей попросили выразить свое отношение к жертвам школьной травли. Четвертая часть опрошенных детей заявила: «Дети, над которыми издеваются, сами того заслуживают». Подростки с таким отношением к данному вопросу, наиболее вероятно будут вовлечены в травлю в качестве обидчика, жертвы или в обоих этих качествах.
        Проблема социального климата становится особенно заметной, если посмотреть на реакцию жертв или свидетелей кибербуллинга. Согласно данным исследования Ливингстона и Смита, около 40% подростков в возрасте 13-15 лет знали личность своего обидчика, но половина из них не предприняла никаких действий. Та половина детей, которые сообщали о данной проблеме, делились, как правило, не с учителями или родителями, а с друзьями. Большинство жертв кибербуллинга просто удаляют враждебные сообщения или отвечают на них в очень мягкой форме, создавая для обидчика «благоприятную среду» для продолжения травли. Менее половины опрошенных детей показывали кому-либо сообщения, содержащие угрозы.    В подростковом возрасте дети еще не умеют справляться со сложными ситуациями, и один размещенный  в Сеть видеоролик может стоить жизни вашему ребенку. Жертвы кибербуллинга нередко кончают жизнь самоубийством.

        Негативно воздействует на психику подростка, заставляет его чувствовать себя неполноценным даже небольшой виртуальный террор. Подростки боятся рассказать о случившемся казусе родителям, скрывают проблему от близких друзей, опасаясь еще большего витка мести и нового преследования в Интернете. Даже если ситуация благополучно разрешится сама собой, по самооценке ребенка будет нанесен ощутимый удар, возможно, в дальнейшем придется обратиться к психологу для восстановления душевного самочувствия подростка.


                          Формы киббермоббинга по классификации Нэнси Виллард (Willard, 2007)

    Flaming (оскорбление). Как правило, происходит в открытом публичном пространстве Интернета, посредством оскорбительных комментариев, вульгарных обращений и замечаний.

   Harassment (домогательство). Целенаправленные, систематические кибер-атаки от незнакомых людей, пользователей социальных сетей, людей из ближайшего реального социального окружения.

     Denigration (очернение, распространение слухов). Намеренное выставление жертвы в чёрном свете с помощью публикации фото- или видеоматериалов на Интернет-страницах, форумах, в новостных группах, через электронную почту, например, чтобы разрушить дружеские отношения или отомстить экс-подруге.

     Impersonation (использование фиктивного имени). Намеренно выдавать себя за другого человека, используя пароль жертвы, например, для того, чтобы оскорбить учителя.

 Outing and Trickery (публичное разглашение личной информации). Распространение личной информации, например, интимных фотографий, финансового положения, рода деятельности с целью оскорбить или шантажировать, например, экс-партнера.

   Exclusion (социальная изоляция). Отказ общаться (как на деловом, так и на неформальном уровне), исключение из Instant-Messenger'a группы или игрового сообщества и так далее.

   Cyberstalking (продолжительное домогательство и преследование). Систематическое (сексуальное) преследование кого-либо, сопровождающееся угрозами и домогательствами.

   Cyberthreats (открытая угроза физической расправы). Прямые или косвенные угрозы убийства кого-либо или причинения телесных повреждений.
 
                         Родителям следует обратить внимание на ребенка, если:

1) Его пытаются снять на камеру или мобильный телефон против его воли.

2) Он скрывает свои электронные данные (e-mail, номер телефона или аськи).

Столкнувшись с киберунижениями, ребенок будет бояться оставлять свои контакты даже для школьного журнала или рассылки учебных материалов.

3) На школьном - или в социальной сети - сайте или форуме появляются нелицеприятные сообщения о нем

Советы для родителей:

Будьте тем, к кому ваш ребенок может всегда обратиться по любому вопросу
Сделайте так, чтобы ваш ребенок чувствовал: он в любое время может прийти к вам.
Не перекладывайте вину на своего ребенка
Дети не виноваты в том, что они становятся жертвами моббинга со стороны других. Дайте своему ребенку понять, что он в этом не виноват и что вы ему поможете, вместо того чтобы упрекать его и запрещать пользоваться Интернетом и мобильным телефоном.
Сохраняйте спокойствие и объективность
Изучите информацию по теме кибермоббинга и вместе с вашим ребенком хорошо подумайте, что вы можете сделать.
Соберите доказательства и сообщите о случае моббинга
В зависимости от ситуации сообщите о фотографиях и видеоматериалах ответственному за контент на данной интернет-странице. Поговорите с учителями/руководством школы и попросите их о помощи. Если совершены уголовно наказуемые деяния (клевета, оскорбление, преследование, шантаж, физические нападения и т.д.), обратитесь в полицию.

Kaspersky Lab  составил 10 советов для родителей и детей, обезопасить себя от неприятных последствий кибербуллинга.
Оставайтесь спокойными
Первое, что вы должны сделать, — это глубокий вдох. Возможно, лучше будет выйти из социальной сети, где вы подверглись кибербуллингу, или выключить девайс. Сделайте перерыв. Помните, что люди, оскорбляющие вас, как правило, имеют ворох проблем, и просто стараются почувствоваться себя лучше, нападая на вас. То, что они говорят, это ложь.
Не отвечайте
Очень важно не вступать в разговор с кибербуллером. Они ищут способы разозлить вас, вывести из себя, и что самое главное, они ждут, чтобы вы ответили. Поэтому никогда не давайте им то, чего они хотят! Игнорируйте их сообщения и комментарии.
Делайте скриншоты
Не удаляйте ничего из тех оскорблений, которые вам присылают онлайн. Если вам придется позже рассказать об этом взрослым, руководству в школе или правоохранительным органам, вам понадобятся доказательства.
Поделитесь своими переживаниям со взрослым, которому доверяете
Поговорите о нападках на вас со взрослыми, с которыми вы чувствуете себя комфортно. Они помогут вам справиться с ситуацией, которая сложилась. Помните, вы не должны проходить через все это в одиночестве. Доверьтесь, пусть вам окажут необходимую поддержку.
Заблокируйте кибербуллера
Убедитесь, что вы внесли обидчика в «черный список» и заблокировали его, чтобы он не смог больше связаться с вами. Даже если он общался с вами только в одной социальной сети, заблокируйте его и в других, чтобы он не смог достать вас и там.
Подайте жалобу
После того, как вы заблокируете кибербуллера, напишите администраторам социальной сети, чтобы они приняли соответствующие меры по предотвращению новых случаев атак.

Противостойте кибербуллеру
Если вы знакомы с этим человеком в жизни, скажите ему, чтобы прекратил свою деятельность. Не думайте, что они задумываются о том, что ранят чувства других людей.
Не бойтесь предпринимать решительные меры
Если вы следовали всем выше перечисленным советам, но атаки на вас не прекращаются, и вы боитесь за свою безопасность, придется сделать решительные шаги. Обратитесь с проблемой к администрации школы или другого учебного заведения, или в правоохранительные органы.
Измените настройки приватности
То, что вы подверглись кибербуллингу, говорит о слабых настройках приватности. Убедитесь, что ваш профиль виден только вашим друзьям.
Пересмотрите список друзей
После того, как вы измените настройки конфиденциальности, обратите внимание на ваш френд-лист и удалите тех, кого не знаете, с кем не встречались или тех, кто вам не нравится. Это защитит вас от других потенциальных случаев кибербуллинга. И в будущем не добавляйте в друзья тех людей, которых вы не знаете и с которыми не общались лично.

        Важно понимать, что кибербуллинг не имеет ничего общего со свободой слова, и пора прекратить прикрывать эмоциональное насилие. Каждый ребенок должен расти в атмосфере доверия и поддержки. Интернет-травля превращает общение в бесконечную борьбу сильных со слабыми. Задача родителей и школы — оградить ребенка от подобной угрозы. 

                                         


© 2011. Каменецкая центральная районная библиотека им.В.М. Игнатовского