Храм – это тихая гавань в водовороте жизни, место, где тишина, покой и гармония восполняют силы.
Проведя параллели, можно сказать, что Каменец — это голова, Высокое — сердце, а Волчин — это душа района, давшая жизнь последнему королю исчезнувшей с карты Европы Речи Посполитой — страны наших средневековых предков.
История Волчина началась в ХV столетии, это – одно из старейших сел Каменетчины. Тогда ещё польское местечко принадлежало династии Солтанов, позже владельцами Волчина являлись: Гонсевские, Сапеги, Флеминги, Чарторыйские, Пусловские, Нарбуты. О богатстве и красоте волчинского имения слагали легенды.
Cвою давнюю историю имеет и Волчинская Свято-Николаевская церковь.
Наверное, нет больше такого святого, в честь которого было освящено столько храмов, а его имя до начала ХХ века было одним из самых популярных при наречении младенцев. Святитель Николай прославился как избавитель скорбей и болезней. Из некоторых доку- ментов следует, что Волчинская Свято-Николаевская церковь существовала с 1586 года, но очень часто уничтожалась пожарами. Была построена Ярославом и Марией Солтаном в честь святых Николая и Святого Георгия. После Брестской церковной унии церковь стала греко-римской.
До первой мировой войны среди документов волчинского прихода сохранялась запись 1586 г., которая уточняла факт постройки церкви и усадьбы священника. Деревянная церковь не сохранилась, а кирпичный дом, построенный Солтаном для православного священника, сохранился до нашего времени. Он был сильно поврежден в Первую мировую войну и отстроен в 30-е годы ХХ в.
До 1939 года одну половину здания занимал польский чиновник Феликс Лосицкий с семьей, а вторую – новый волчинский ксендз Антоний Чишевич. С 1952 по 2003 гг. в нем располагалось правление колхоза. Это, наверное, самое старое здание в Волчине и окрестностях, ныне пустующее.
Некоторые источники свидетельствуют, что церкви в Волчине не стало в XVIII в. В 1729 г. началось строительство дворцового храма. Латинский ксендз занял усадьбу (не всю, половина отошла к имению) и поселился в доме православного, но тогда уже униатского священника, а последний (на то время Иоанн Будилович) был выселен на вторую волоку церковной земли, за версту от того места.

Новая деревянная церковь была построена в местечке в XVIII в.; на её месте теперь – памятная часовня.
В 1810 г. (по другим сведениям в 1811г.) эта церковь сгорела по неизвестной причине, и на церковной земле иезуиты начали строить каменный монастырь (уничтожен позже по приказу властей). После пожара прихожанам не были выделены средства на строительство новой церкви, поэтому они должны были ходить на службы в соседние приходы, если не желали посещать латинский костел, где разрешено было униатскому священнику на боковом алтаре совершать для них раннюю – тихую – службу. В 1829 г. хозяин поместья Волчин – Бруно Пусловский – пожертвовал для Волчинской церкви кирпичное здание местной ратуши. Но восстание 1831 г., эмиграция одного из сыновей Пусловских за границу, конфискация третьей части имения в казну привели к тому, что вдова Каролина Пусловская в 1836 г. от своего имени и имени своих крестьян отказалась от всякого участия в обустройстве Волчинской церкви. Местному приходу была временно передана соседняя церковь д. Паниквы. В 1838 г. в Волчин был назначен новый священник – Василий Котович. 8 июля того же года он официально заявил губернскому начальству, что перестройка ратуши под церковь еще не начата. Проведение богослужений в Паниквах было неудобно для прихожан из-за удаленности Волчинского прихода и прихожане собирались на службы в костел. Котович отметил, что униатов-прихожан более 1200 человек, а латинян нет и ста душ, и просил, пока не доведена до ума церковь, занять в церкви один алтарь и открыть грекоуниатское богослужение, что должно напомнить прихожанам забытый ими грековосточный обряд. Зная искреннюю любовь этого священника к грековосточной церкви, можно было не сомневаться, что это соответствовало заявлению о закрытии костела. Так консистория и поняла это заявление. Богослужения для римских волчинских прихожан собрались перенести в соседний Ставский костел. 18 ноября 1838 года в Гродненском губернском управлении приняли решение: присоединить прихожан Волчинского римско-католического костела к ближайшим приходам, а сам костел отдать тамошним униатам.
Такой неожиданный поворот дела и последующее воссоединение униатов с православной церковью сломали упрямство Пусловской и других панов. Дело о перестройке ратуши в церковь двинулось с места, но вместе с тем магнаты приняли все меры, чтобы отстоять существование церкви.


В 1841 г. 19 (6) декабря архимандрит Гродненского монастыря Игнатий совершил освящение нового Волчинского храма по чину православной церкви. В 1855 году волчинский священник Василий Котович умер. На волчинском кладбище поставлен памятник Василию Онуфриевичу Котовичу и его жене. Место священника занял Киприан Иоанович Павлович. Киприану Павловичу было суждено перестроить местный костел в православную церковь.
После восстания 1863-1864 гг. костёл в Волчине был сначала закрыт, а потом передан православным верующим. Работы по перестройке костела в церковь начались в 1873. 30 августа 1876 г. состоялось освящение церкви во имя Пресвятой Троицы. Свято-Троицкая церковь была приписана к волчинской церкви cв. Николая Чудотворца. За период существования церкви крупных ремонтов и переделок здания не проводилась. 1918 г. Волчинский костел был возвращен католикам.
В 1892 г. крышу церкви покрыли новым гонтом и смастерили новый купол. Еще через два года церковный двор обвели каменной оградой. В 1903 году возведена деревянная колокольня.
Свято-Николаевская каменная церковь – памятник архитектуры стиля барокко и ретроспективного стиля. Церковь окружена бутовой оградой. Включает прямоугольный в плане основный объём под двухскатной крышей, с лукоподобной головкой. Над низким притвором надстроена 3-ярусная шатровая колокольня с маковкой и крестом. С востока пристроена прямоугольная в плане апсида под вальмовой крышей и низкая ризница. Оконные проёмы имеют арочную форму.“Руский стиль” привнес элементы деревянной церковной архитектуры.
По свидетельствам прихожан, в годы Второй мировой войны жители Волчина спрятались от немцев в большом подвале Свято-Николаевского храма. Немцы хотели уничтожить людей, но всех спас житель Волчина, который знал немецкий язык: он уговорил немцев даровать людям жизнь.
В Свято-Николаевской церкви хранится местнопочитаемый чудотворный образ Феодоровской Богоматери. Как рассказывает настоятель храма священник Георгий Кушнир, в довоенное время икона хранилась в семье, проживавшей в близлежащей деревне Ужики. Образ был сильно потемневший, но как-то домочадцы заметили, что от иконы исходит свет и краски на ней посветлели. Об этом факте они сообщили настоятелю церкви. Тот, пришедши в дом, заметил, что икона находится в неблагополучной семье и отношение к святыне пренебрежительное. Таким образом, икона была перенесена на хранение в Волчинскую церковь, где и находится по сей день. Возле пустого, нежилого теперь дома в д. Ужики, где была обнаружена икона, установлен памятный крест.

Православная церковь 29 августа чтит память иконы Божьей Матери Феодоровской. В 2014 году в этот день в Свято-Николаевском храме состоялось соборное богослужение духовенства Каменецкого округа, которое возглавил благочинный церквей Каменецкого округа протоиерей Сергей Бурковский. В праздник, после богослужения, по традиции был совершен крестный ход вокруг храма с местной Феодоровской иконой Божией Матери. В своей проповеди отец Сергий Бурковский обратился к молящимся со словами назидания на тему помощи и опеки Богородицы, которую Она оказывает людям, обратившимся к Ней в молитвах.
Почитаются прихожанами также иконы Николая Чудотворца, Георгия Победоносца. В день памяти святого Георгия Победоносца произошло важное для местных православных событие: в Свято-Николаевской церкви был освящен достроенный нижний храм во имя св. Георгия. Его освятил епископ Брестский и Кобринский Иоанн в сослужении с местным духовенством.
К Волчинскому приходу относятся следующие села: Волчин, Гремяча, Дубовое, Колодно, Котера, Ужики.
Церковь в Волчине привлекает множество людей со всей страны. Она внесена в государственный список историко-культурного наследия Республики Беларусь.
В Свято-Николаевской церкви д. Волчин в разное время служили:
1. С 1838г. – Василий Онуфриевич Котович
2. Киприан Иоанович Павлович
3. Парфирий Михаловский
4. Глеб Преображенский
5. Евстафий Киприанович Павлович (до 17 августа 1915 года)
С 1915 по 1921 год никого не было
6. С 1921-1925г. – Пётр Иосифович Огицкий
7. С 1925-1937г. – Пётр Трофимович Котар
8. Кирикович (в 1944 году ушёл с немцами)
9. Василий Сахарчук
10. Трофим Юрчук
11. Серафим Морозов (70-е годы)
12. Адам Сеньковец (начало 80-х годов)
13. Николай Савчук (конец 80-х годов)
14. Иоанн Пашкевич (начало 90-х годов по 07.07.2003г.)
15. Сергий Бурковский (с 07.07.2002г. по 15.02.2009г.)
16. Георгий Кушнир (с 15.02.2009г.)
Литература:
1. Праваслаўныя храмы Камянеччыны / Склад Ю.І. Сахарчук, А.М. Карпішук, Л.А. Бішчук. – Брэст: РІА “Веч. Брест”, 2013. – С. 25-29.
2. Кулагін, А.М. Праваслаўныя храмы Беларусі: Энцыкл.давед. / А.М. Кулагін. – Мн.: БелЭн., 2007. – С. 91.
3. Качаноўская, Г. Нашаму храму – больш за 160 гадоў // Навіны Камянеччыны. – 2010. – 23 студзеня.
4. Список священников [неопубликованный документ] / Сост. Качановская Г. – 2015.
5. Освящённые храмы, построенные всем миром // Брестский курьер. – 2009. – 14 мая.
6. Гарады і вёскі Беларусі: Энцыклапедыя. Т.4, кн. 2.Брэская вобласць / рэдкал.: Г.П. Пашкоў (гал. рэд.). – Мн.: БелЭн, 2007. – С. 26-28.
7. Мусевич, Г. Рассказы из жизни – о жизни. Легенды моей Каменетчины. Сборник-1:[неопубликованные документы] / Георгий Мусевич. – Каменец, 1991-2012. – С. 623.