Костёл Сердце Иисуса находится в центре д. Пелище. Возведен из кирпича. Представляет собой ярусную пространственную композицию, которая состоит из трёх разных по масштабу объёмов. К прямоугольному, вытянутому в плане основному объёму примыкает высокая, квадратная в плане вежа-звонница, а из противоположной стороны – небольшая прямоугольная апсида. Одноярусная вежа-звонница образует главный фасад храма. В центре фасада - главный входной портал, декорированный пилястрами. Над входом – круглое окно. Стены звонницы гладкие, завершена она небольшим шатром с двухъярусной главкой на тонких деревянных колонках. Стены основного объёма храма, что выступают на главном фасаде вокруг вежи, декорированы плоскими арочными нишами и пилястрами. Боковые фасады храма ритмично прорезаны полуциркульными оконными проёмами, между которыми в простенках проходят пилястры. Завершается основной объём тонким декорированным карнизом и высокой двускатной крышей. Более низкий объём апсиды также с двускатной крышей, на коньке его возвышается главка.
Первоначальное декоративное оформление интерьера костёла не сохранилось. В 1994 году костёл был обновлён.
История строительства костёла Cердце Иисуса поведал житель д. Пелище Антоний Пашкович. Он проживал в деревне Пелище до 1954 года. Приблизительно в 1954 - 56 гг. выехал в Польшу.
Мысль о строительстве костёла в д. Пелище возникла впервые во время заготовки стройматериалов для каплицы в Каменце-Литовском в 1924 году. После долгих советов с жителями соседних деревень было решено начать строительство нового костёла. Из этого следовало, что Каменецкая парафия будет разделена и возникнет новая, самостоятельная парафия. Здесь возникла ситуация, которая требовала тщательного взвешивания всех "за" и "против".
Какие же аргументы говорили «за», а какие «против» новой парафии?
"За" говорили следующие аргументы:
• очень малое количество костёлов и каплиц на территории Каменецкой очень обширной парафии;
• в результате русификации церкви униатские, находящиеся в пределах Каменецкой парафии, были по указу царя в административном порядке заменены на церкви православные;
• ещё в половине 14 в. деревни Подлесье, Пелище, Грабовцы, Лясоты, принадлежали к парафии в д. Чернавчицы;
• центральное положение д. Пелище; большое количество семей римско-католического обряда в ближайших деревнях;
• неимоверный энтузиазм жителей.
Аргументы против: строительство костёла в д. Пелище оторвёт большую часть верующих от парафии Каменецкой, а это приведёт к тому, что уменьшится поступление финансов на строительство таковой.
В создавшейся ситуации велись дискуссии, разговоры, споры. Не раз и не два взвешивались все "за" и "против".
И тут стоит отметить солидарность жителей д. Пелище. Мало того, что строить костёл решили на свои средства и своими силами, так ещё обещали и обязались не использовать транспортные средства и рабочую силу, задействованную при строительстве парафии в г. Каменец.
Весной 1925 г. на общем собрании жителей д. Пелище и близлежащих деревень - Богдюки, Подлесье, Лясоты и Грабовцы были выбраны члены Комитета по строительству костёла в д. Пелище (сокр. КСК):
Винцентий Третяк - председатель КСК, земледелец из д. Грабовцы
Андрей Овсяник - кассир, земледелец из д. Пелище
Николай Табака - секретарь, директор школы в д. Пелище
Анна Табака - бухгалтер, жена директора школы
Лукаш Кухта - заместитель кассира, хземледелец в д. Пелище
Андрей Антонович - член КСК, д. Пелище
Тамаш Микуц - член КСК, земледелец из д. Пелище
Антоний Майчук - член КСК, земледелец из д. Пелище
Якуб Лойкуц - член КСК, земледелец из д. Пелище
Андрей Гомзюк - член КСК, земледелец из д. Пелище
Цыпрыян Перденя - член КСК, земледелец из д. Пелище
Винцентий Шелюковский - член КСК, земледелец из д. Пелище
Вавжинец Овсяник - член КСК, земледелец из д. Пелище
Алексдандр Третяк - земледелец из д. Сосны
Томаш Пашкович - член КСК, земледелец из д. Пелище
Пётр Жук - член КСК, земледелец из д. Пелище
Феликс Овсяник - подарил землю под строительство костёла
Станислав Гутовский - помещик из имения Житинь.
Комитет был создан, место для строительства было определено, желания и энтузиазма было больше, чем надо, но по-прежнему вставал вопрос о разрешении на строительство. Его власти не давали. Вопрос оставался неразрешённым. Настало время долгих переписываний с властями, отправлений делегаций с прошениями. Так прошло несколько лет. И, наконец, в 1927 году, во время пастырской визитации бискупа Зигмунда Лозинского на место предполагаемого строительства, было получено разрешение.
Затем, на обратном пути, после посещения Каменца, бискуп Зигмугнд Лозинский задержался в Пелище, чтобы на месте оговорить и познакомиться со всеми нюансами строительства. Само прибытие бискупа Лозинского в Пелище было событием неординарным и оставило свой след в истории деревни навсегда. Сейчас, в наше время, имя бискупа Зигмунда Лозинского известно во всём мире.
Реализовать мечту, осуществить её, изготовить проект было поручено архитектору из г. Бреста Брониславу Нелюбовичу. И уже 30 мая 1924 г. архитектор Б. Нелюбович предоставил комитету по строительству костёла в д. Пелище готовый и утверждённый проект.
Осенью того же года земельный участок, отведённый под строительство, был обнесён деревянным забором. Началась закупка строительных материалов. Стоит отметить, что вся стоимость строительных материалов была оплачена населением. С открытым и щедрым сердцем каждый давал столько, на сколько позволяла финансовая ситуация в семье, а нередко и выше возможного. Люди понимали, что строят на века. В хронике строительства, написанной Антонием Пашковичем, навсегда увековечены имена тех, кто внёс свой вклад в строительство храма.
На участке росли горы кирпича, дерева, извести. Привозить строительные материалы помогали и братья православные. Люди чувствовали, что начали дело не совсем повседневное, а дело, которое навсегда внесёт их имена в историю. Небывалый запал и дух витал среди инициаторов.
Около 5-ти км от д. Пелище находится д. Лясоты. В то время она являлась одним из многих поселений «шляхты», которая не поддалась русификации.
Жители Лясот сохранили культуру и польский язык в своей среде. На то время в Лясотах жила 41 семья римско-католического вероисповедания. И вся деревня с огромным энтузиазмом включилась в подготовку и строительство костёла в д. Пелище. На территории д. Лясоты находился огромных размеров камень. Его решили использовать на фундамент костёла. Это послужило символом того, что костёл, как объединение людей, един, крепок, как этот огромный камень.
Для того чтобы его транспортировать в д. Пелище, понадобилась помощь сапёра Лукаша Гомзюка, который был пиротехником-самоучкой, а главным его занятием было земледелие.
Л. Гомзюк произвёл нужные подсчёты, взял себе в помощники молодых людей, которые уже отслужили в армии и начал подготовку к взрывным работам. Вся операция должна была произойти к концу зимы 1928-1929 гг. и должна была продолжаться не более 10 дней. Пиротехники уложились в срок. Началась перевозка камней. Возили санным путём. Но началось резкое потепление. Санного пути не стало, возами тоже не проехать. Все жители молились, чтобы хоть на три дня приморозило. И когда морозы сковали землю, и снег затвердел, все с утра до поздней ночи, порой падая от усталости, перевозили дроблёный камень. Небывалый энтузиазм и душевный подъём скрепили и объединили католиков и православных. Сани в сани, подбадривая друг друга, с утра до ночи работали и люди, и кони. До весеннего паводка весь камень из Лясот в Пелище был перевезён.
Ранней весной 1930 г., через пять лет мытарств, строительство было начато, верующие начали вручную копать ров под фундамент костёла.
В воскресенье 11 мая 1930 г. каноник Казимир Вукраба - декан брестский - вмуровал капсулу, на котором оставили свои подписи все члены Комитета по строительству Костёла. И в этот памятный день на строительной площадке в 11 часов на возведённом фундаменте была отслужена первая святая месса.
После закладки фундамента началось возведение стен. Всей работой руководил мастер А. Ружицкий. Не хватало технических приспособлений. Несмотря на это, стены росли на глазах. С огромным желанием и энтузиазмом люди вручную выполняли всю работу. Порой тяжесть груза, поднимаемого на высоту 3 - 4 этажа, превышала 50кг. Молодёжь даже делала ставки, кто больше поднимет.
На некоторое время строительство пришлось заморозить. Частная фирма не справились с заказом. Но уже зимой 1933 - 1934 гг. костёл был возведён и покрыт красной черепицей, привезённой из Свислочи.
Наступил момент внутреннего обустройства костёла.
В апреле 1932 г. со стороны Жабинки, возле старой школы, остановился незнакомый скромного вида мужчина. Он нёс большую плоскую кладь, очень старательно что-то упакованное. Он представился Иосифом Матеевским родом из Ченстохова. Он привёз собственноручно написанный образ Матери Божьей Ченстоховской, слывущей по всему миру своими чудесами. Таким чудесным способом Матерь Божья прибыла в костёл ещё до окончания его благоустройства.
С приходом осени 1934 г. начались приготовления ко дню 18 ноября - Дню первой святой службы - в ещё не поштукатуренном святом храме. День 18 ноября является Днём освящения костёла, парафиальным праздником.
Был месяц ноябрь, погода стояла прекрасная, было очень тепло. А 17 ноября прошла гроза. День 18 ноября надолго остался в памяти всех верующих, всех тех, кто принял участие в строительстве храма. Этот день был как бы первым подведением итогов и огромных усилий, проявленных жителями д. Пелище и близлежащих деревень, пожелавших иметь свой Дом Божий.
Во время приготовлений к торжествам 18 ноября в д. Пелище образовался костёльный хор. Организатором, а также его дирижёром был молодой учитель школы Мечыслав Стэфанович. В конце 30-х годов хор достиг огромных успехов. Был известен далеко в округе и приглашался на торжества в соседние парафии.
Костёлу дали красивое имя - Сердце Иисуса. С каждым годом поток верующих в костеле увеличивается.