О библиотекеБиблиотека
детям
Читателям Филиалы Информационные
ресурсы
Новости
и события
Методическая
копилка
Гостевая
книга
Краеведение Контакты
«В будущее – с надеждой»

Целевая программа  по работе с детьми из  неблагополучных семей и с детьми из социального приюта 
2013-2020 гг
Пелищенской сельской библиотеки 

                                                           

 «Дети - это наша старость. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание-это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».    (А. С. Макаренко)

    Комплексная программа «В будущее - с надеждой» разработана в целях обеспечения «трудных» детей и подростков, детей из социального приюта правовой информацией, направлена на профилактику асоциального поведения, формирование морально-этических качеств и выработку потребности в здоровом образе жизни, организацию свободного времени.

Актуальность программы

     Изменения социально-экономической ситуации в стране ,социальная дифференциация в молодежной среде оказали негативное влияние на подрастающее поколение. Среди подростков усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность, растет число преступлений и правонарушений. Возникает необходимость принципиально и ответственно отнестись к организации воспитательной и профилактической работы среди социально дезадаптированных подростков и их родителей. Работа в этом направлении предполагает комплекс социально-профилактических мероприятий, направленных на  оздоровление условий семейного воспитания, на индивидуальную психологическую коррекцию личности трудного подростка, на восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.

     Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки с трудными подростками и с детьми из соцприюта  является создание единого воспитательного пространства. Взаимодействие с учреждениями  образования, культуры, здравоохранения, правопорядка позволит найти индивидуальный подход к каждому трудному подростку: изучить его проблемы, помочь ему преодолеть те проблемы, которые ему мешают. 

    Комплексная программа «В будущее – с надеждой» разработана в целях обеспечения трудных подростков и детей из социального приюта правовой информацией, направлена на профилактику асоциального поведения, формирование морально-этических качеств и выработку потребности в здоровом образе жизни. Программа рассчитана на три года.

Организация досуга детей и подростков

Цель: адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу.

Задачи: 

Развитие у детей позитивного отношения к себе и к окружающему обществу.

Создание ситуации успеха для подростков асоциального поведения.

Развитие чувства ответственности, чувства самоуважения, способности критически мыслить.

При соблюдении следующих условий организация досуга трудных детей и детей из соцприюта будет наиболее эффективной:

Изучение интересов и потребностей детей с отклоняющимся поведением;

Расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей подростков;

Организация социально-значимой деятельности ребят; разработка нравственно-правовых мероприятий;

Разработка мероприятий по духовному, патриотическому и экологическому направлению.

Тематические мероприятия для организации досуга детей и подростков

Игры по профориентированию, беседы

Акции  «Скажи вредным привычкам нет!» «Мы против табака»

Диспуты «Как найти свое место в жизни?»;

Дни здоровья

Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию

Мероприятия по экологическому и патриотическому воспитанию

Беседы  по правовому  воспитанию

Выделяются несколько групп подростков:

1 группа: трудновоспитуемые дети, ребята с особенностями переходного возраста;

2 группа: дети с отклонениями в психическом и физическом развитии, с чрезмерной болезненностью;

3 группа: дети, лишенные родительского внимания и заботы, (соцприют)

Основные этапы работы с детьми 

1 этап

-выявление детей из неблагополучных семей;

-выяснение причин их социальной запущенности;

-создание списка детей из неблагополучных  семей и детей из соцприюта

-организация свободного времени детей из неблагополучных семей

-создание банка детей из неблагополучных семей

-создание банка детей из соцприюта

2 этап

    На каждого ребенка заводится карточка ,содержащая следующие сведения:

-фамилия, имя, отчество учащегося;

-дата рождения;

-школа, класс

-фамилия, имя, отчество родителей, место работы;

-домашний адрес;

-является ли читателем библиотеки;

-участие в библиотечных мероприятиях, занятость в л/о «Лучик доброты»

   С картотекой работать необходимо постоянно, регулярно обновлять сведения, содержащиеся в ней. Отмечать всю индивидуальную работу, проводимую с каждым.

3 этап

 Проведение информационно-образовательных и пропагандистских мероприятий, организовать совместную работу с сельским центром культуры и досуга, с социально-педагогическим центром, с общественными организациями.

4 этап

   Постепенное вовлечение детей в мероприятия, проводимые библиотекой. Это необходимо для максимально полезного заполнения их свободного времени  в целях отвлечения трудных подростков от уличного влияния. Наиболее актуально организация свободного времени стоит в каникулярный период, вследствие этого работа библиотеки должна быть максимально направлена на организацию досуга-активного, содержательного, полноценного. Важно установить доверительные отношения.

Цели:

• Адаптация детей и подростков из неблагополучных семей и детей из социального приюта в социуме;

• Формирование нравственных качеств детей и подростков;

• Формирование здорового образа жизни , воспитание  семейных ценностей;

• Организация досуга    детей из неблагополучных семей и детей из соцприюта.

Задачи:

• Профилактика вредных привычек (табакокурения , употребления алкоголя, наркотиков)

• Профилактика правонарушений и преступлений;

• Профориентация;

• Пропаганда здорового образа жизни;

• Формирование высокоэффективных поведенческих стратегий у детей и подростков;

• Развитие позитивного отношения к себе и к окружающему  обществу;

  Библиотека является важным звеном в системе учреждений , занимающихся профилактикой правонарушений сред несовершеннолетних.

   Работа библиотеки с детьми из неблагополучных семей и с детьми из соцприюта должна вестись в тесном взаимоотношении с воспитателями соцприюта, с учителями, с родителями, с психологом.

    Программа «В будущее- с надеждой»  предусматривает наиболее приемлемые методы и формы работы с «особыми» детьми, это:

• Тренинги поведения

• Дискуссии

• Беседы

• Встречи

• Лекции

• Ролевые игры

• Просмотр и обсуждение кинофильмов

• Индивидуальные консультации 

• Тесты

• Конкурсы

• Праздники

• Досуговая деятельность

     Среди основных факторов  работники библиотеки  должны учитывать:

• Отрицательное влияние семьи;

• Отсутствие у родителей возможности обеспечивать важнейшие потребности детей;

• Высокий уровень подавления и насилия в воспитании;

• Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей;

• Распространение среди детей из неблагополучных семей антиобщественных стандартов поведения;

• Безнадзорность-отсутствие должного контроля со стороны семьи.

   Главная причина отклонения от норм поведения детей и подростков кроется в неумении родителей нормализовать отношения, контролировать ситуацию. Пока существуют неблагополучные семьи , до тех пор общество будет получать «трудных» детей.

  Работа библиотеки в рамках программы «В будущее- с надеждой» должна быть направлена на организацию свободного времени, организацию мероприятий в каникулярный период. Это необходимо для максимально полезного заполнения свободного времени. Активный, содержательный и полноценный досуг - приоритетное направление работы с детьми из соцприюта и из неблагополучных семей.

   Работа по программе «В будущее- с надеждой» будет успешной в том случае, если ребята поймут, что библиотекари понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть, при этом важно установить доверительные отношения: никакого недовольства по отношению к таким детям быть не должно. Необходимо создать ситуацию успеха, укрепить уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Библиотекарь  должен быть доброжелательным, тактичным и справедливым.

   Немаловажную роль играет участие таких детей в клубах и любительских объединениях, действующих при библиотеке. Там создается неформальная обстановка. Таким должен стать для детей клуб морально-этического направления «Лучик доброты».

 

Работа Пелищенской сельской библиотеки по программе

Проект «С книгой на природу» 2015 год. Библиотекарь посетила ребят в соцприюте во время летних каникул.

Проект С кнігой на пріроду.jpg1.jpg

Конкурсно-игровая программа «Будем в армии служить!»  (2013 февраль). В ней приняли участие ребята из соцприюта и дети с деревни.

2.jpg3.jpg

Турнир отважных соцприют (февраль 2016).

4.jpg5.jpg6.jpg

Электронная презентация «Монумент мужества и славы Брестская крепость-герой».

7.jpg7.jpg

Час нравственности «Время доброго общения» (октябрь 2016).

9.jpg

День Независимости, электронная презентация «Вызваленне Беларусі ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў”(2013 ліпеня).

10.jpg11.jpg

Книжная выставка “Годы войны – столетия памяти”(июль 2013).

12.jpg

Творческий час в соцприюте «Пасхальный сувенир своими руками»(апрель 2017).

13.jpg14.jpg

Игра –конкурс :О доблестях, о подвиге, о славе”( февраль 2017).

16.jpg

 

© 2011. Каменецкая центральная районная библиотека им.В.М. Игнатовского
Мы на ютубе